\"Обитаемый остров-2\": подлый и бездарный фильм
На модерации
Отложенный
Вот на экранах появился «Обитаемый остров-2». Если первую часть можно было обсуждать с художественной точки зрения, то уровень второй столь низок, что, в сущности, говорить о каком-то художестве, в нем якобы заключенном, - просто терять лицо. После «ОО-2» возникает только одно желание: изъять из общества всех людей с активной смутогонной позицией и отправить их на добычу урана. Фильм, мало того, что бездарен, еще и подл, и да будь он проклят. Давно не смотрел ничего подлее.
Актер Серебряков отлично сыграл Странника. Другие актеры относительно неплохо сыграли Фанка, Чачу и, местами, Умника. Есть две-три сцены, не вызывающие смеха и не тревожащие рвотный рефлекс. Всё. Можно поставить точку.
Художества нет.
Зато есть простецкая публицистика на злободневные темы. «Обитаемый остров» Федора Бондарчука поставлен как фильм «о здесь и сейчас, и только здесь и сейчас. Все лица знакомы, все фразы можно отыскать в газетах и на общественно-политических сайтах. Планета Сарракш, где происходит действие, - РФ «нулевых».
Фильм прочитывается с позиций сегодняшнего дня как незамысловатая головоломка в журнале для детей младшего школьного возраста.
Итак, в далекой-далекой стране, на далекой-далекой планете оказываются два человека, чужие для тех мест. Они воспитаны на иной культуре, и они очень хотят переделать место, куда они попали, под шаблоны, которыми их наделила родная культура. ОНИ - ЧУЖИЕ. Еще раз, для пущей ясности: культура, общественное устройство, отношения между людьми в том месте, где очутились и где живут два взрослых человека, полностью ими отвергаются, как мрак несвободы, как иго подлецов, держащих в узде оболваненное стадо. СТРАНА ДЛЯ НИХ - ЧУЖАЯ. Пока, разумеется, они не переделают ее под то, что считают своим, а значит, правильным.
Один из них попал в правительственные структуры страны и, пользуясь своим положением, да и отказавшись от самой элементарной нравственности, занимается медленной переделкой под западные... ох, то есть, извините, под родные, земные, стало быть, шаблоны. Это Странник, он же Рудольф Сикорски. Старый «лев демократии», оказавшийся на Сарракше в начале 90-х годов, да так и работающий там, не покладая рук. Ему хотелось бы переформатировать страну, не потеряв над ней контроля.
Молодой «лев демократии», Максим Каммерер, попал туда на исходе нулевых и не преминул включиться в движение очередных несогласных. Ему медленная переделка не нужна. И шаблоны со стороны ему не нужны. Он мало что понимает, и, кажется, больше улыбается, чем думает, но сердце-вещун не дает ему жить спокойно. Он хотел бы поднять весь существующий порядок на воздух, вывести пацанов на майдан, разгромить молдавский парламент, выгнать гадов из Кремля и дать народу ту свободную просвещенную жизнь, какую он видел, выезжая за бугор... ой, то есть на Земле, на Земле, а не за бугром, он видел красивую жизнь.
Юный либерал в конечном итоге бьет старого либерала и, стало быть, он прав.
Кто им противостоит? Неизвестные кремлевские отцы, которые болванят и болванят народ с помощью государственных СМИ... э-э-э, в смысле, башен-излучателей. Есть, конечно, и среди них люди умные, но всё это - сибаритствующая мр*зь, готовая с кем угодно сотрудничать ради того, чтобы сохранить нынешнее своё положение. Таков, например Умник, госпрокурор.
А народ-то хороший, добрый народ, только его испортили злые правители.
Народ надо переучить, перевоспитать, отвратить от знамен с крестами, от дурных идей, и будет он прекрасен и просвещён, как Пятница, которого Робинзон Крузо преобразил почти что в цивилизованного человека.
Допустим, петь хвалы «неизвестным отцам» - хоть киношным, хоть некиношным, нет резона. Найдутся люди, которые пропоют им все причитающиеся хвалы без меня.
А вот пафос «львов демократии» оставить без ответа невозможно.
Последние кадры - нечто вроде революции на улицах столицы. Воодушевленный Максим выговаривает Страннику, мол, как вы до такого довели страну, как вы терпели всё это? - а я вот взорвал Центр Оболванивания, и доволен, поскольку теперь оболваненное быдло (\"куклы\" по терминологии фильма) освободилось, и я, благородный сеньор-освободитель больше никогда, ни за что вообще не дам построить новую систему оболванивания. Не важно то, что финал фильма - безмозглая калька с захаровского «Дракона», зовущая светлогуманистичного интеллигента к борьбе с темными силами опять и опять, и опять, и опять, и опять, и опять...
Важно другое.
Конечно, «кукол», по логике чужих, не стоит спрашивать, чего они хотят. Они же оболванены, им, потерявшим здравое разумение под воздействием зомбоящика, не за чем рассуждать о своей судьбе, о будущем страны, да где им вообще хоть о чём-то здраво рассуждать! Светлогуманистичный интеллигент издалека придет и научит, как жить правильно. И покажет. И взорвет. И революцию устроит, если надо. Ради светлого, понятно, будущего. Ради святой свободы. Ради торжества истинных идеалов. Что там еще в том же лексиконе применяют штатные риторы? Права человека? Раскрепощение? Ну, значит и ради раскрепощения.
Как хорошо устроить смуту! Как хорошо устроить революцию! Свергнуть старых гнусных гадов, которые всех оболванили! Всех освободить! Как сладостно! Ну, пусть крови немного прольется. Или даже много - разве жалко уложить миллион-другой кукол, если на кону торжество истинных идеалов? Сами они - те, кто останется в живых, - может быть, не успеют еще вкусить прелестей светлого будущего. Зато дети их будут жить счастливо. Ну, или дети детей. Да?
Опять кровь. Опять много крови. Еще раз нам надо, оказывается пройти через голод, массовые убийства, еще раз должны встать заводы, (которые пока работают хоть где-то), еще раз по стране должны пройти эпидемии, еще раз брат должен пойти на брата, отец - продать дочь за харчи, а внуки - прикончить деда, чтобы продать его квартиру. Еще раз большой всеобщий разгром и раздрай, еще раз торжество уголовщины, еще раз чрезвычайки, переприватизация, еще раз разделение на «чистых» и «нечистых». Еще раз падение демографии, которая и без того чахнет, еще раз кому-то отдать куски нашей территории (а без этого что-то у нас революции не идут, в том числе и революция 91-го). Еще раз танки на улицах столицы, отрабатывающие по цели с завидной целеустремленностью.
Спасибо! Не надо. Хватит. Накушались кровушки, накушались беспредельщины. После «Обитаемого острова-2» возникает только одно желание: изъять из общества всех людей с активной смутогонной позицией и отправить их на добычу урана. Или, на худой конец, поселить поближе к Ходорковскому.
Фильм, мало того, что бездарен, еще и подл, и да будь он проклят. Давно не смотрел ничего подлее.
Комментарии
Вопрос в том, намеренно ли это сделано, или элементарный непрофессионализм.
Автору статьи нужно тренировать позвоночник, как и Бондарчуку впрочем. Тренировать, чтобы он у него гнулся в унисон с политикой партии. Слизняк. Заводы у него работают хоть где то! Ха! Да они бы везде работали, если бы у нас не недоумки стояли у власти. Многие уже прошли кризис и лишь сырьевой придаток - Россия медленно падает в ж..пу. Благодаря отцам этим гребанным. Не надоело? Хотите сдохнуть рабами от которых ничего не зависит?
Еще большая несуразица с режиссером: откровенно провакационная 1 часть фильма и его торжественное вступление в партию \"Неизвестных отцов\" - хороший актер, настоящий \"Умник\".
После выхода журнального варианта в Неве посыпались доносы и прямые обвинения в антисоветчине. 13 июня 1969 года рукопись в Детгизе была изъята.Суть претензий цензуры сводилась к требованию убрать все намёки на реалии отчественной жизни и прежде всего — русские имена. Таким образом Максим Ростилавский стал Максимом Каммерером, Павел Григорьевич превратился в Рудольфа Сикорски, Неизвестные Отцы, Папа, Свекор и Шурин были переименованы в Огненосных Творцов, Канцлера, Графа и Барона. И так далее, включая исчезновение «портянок» и замену «танков» на «панцервагены».
Через 5 месяцев после сдачи рукописи с исправлениями в цензурное управление Главлита было получено разрешение на издание. Книга вышла из печати в январе 1971 года. После этой публикации выход книжных изданий Стругацких был почти прекращен на целое десятилетие. В изданиях, которые начали выходить после 1991 года, по подсчётам Юрия Флейшмана, авторы восстановили 896 мест в романе, изменённых в угоду советской цензуре.
Бори...
И хотя я с удовольствием читал и перечитываю АБС, но визг писателей о\"зажиме\" всегда воспринимаю, как непотребство. Это, кстати, относится не только к АБС.
PS: Сел перечитывать Солженицына....
А как же \"Улитка на склоне\"? \"Сказка о тройке\"? \"Град обреченный\"? Их можно было прочесть, увы, только в самиздате.
Мне претензии автора статьи несколько не понятны. В романе действительно есть политическая компонента и она худо-бедно присутствует в фильме. Другое дело - воплощение воистину кошмарное. Кошмарнее, наверное, только \"Трудно быть богом\" Фляйшмана.
Согласен с Вами в том, что гламурненькая эстетика для мира \"Хищных вещей...\" подходит больше, чем для нищего и разоренного войной \"Острова\" Но я искренне надеюсь, что Бондарчук ту повесть не читал, а если читал, то ему не понравилось, а если и понравилось, то он не станет больне экранизировать социальную фантастику;)
Улитка на склоне : 1965г.
Сказка о тройке: к сожалению в моей библиотеке нет (10томник \"Золотой Рамки\")
Дык, в этом и была проблема. С чем спорить-то? \"Улитка..\" полностью до \"перестройки\" никогда не издавалась. Был \"лесной\" фрагмент в неком левом сборнике, и \"Управление\" в региональном журнале Ангара, который был недоступен для читателей страны. И именно эти 2 номера были изъяты из библиотек и сожжены. Правда, по другой причине. И к счастью для меня, по халатности библиотекарей, не все.
\"Гадкие лебеди\" при коммунистах никогда не издавались. Только в диссидентском \"Посеве\".
\"Тройку\" в начале 80х лично я видел и читал только в самиздате. И лично перепечатывал на машинке в 5 экз.
\"Град..\" впервые фрагментами печатался в \"Химии и жизнь\" в 86-87.
Может быть я Вас не правильно понял, но по-вашему выходит, что АБС - нытики, которые пытаются повысить свою популярность за счет ореола \"запретности\".
Не согласен.
Читайте первоисточники.
ЗЫ:Но вообще у Бондарчука есть куда двигаться. \"Обитаемый остров\" только первая книга трилогии и там действие происходит на земле, интересно как автор в этом случае о чужих будет писать.
Первая часть - политика 100% но с проблесками несогласия, оппозиции. Да и фразы мелькали в инете от режиссера: типа да, я снял кино про ситуацию в России (и ваще во всем мире). Но потом видать заклевали, поэтому вторая часть ниочем.
А так, прежде чем спорить, и писать, прочитайте по больше романов из творчества братьев Стругацких, они все такие... я с удовольствием бы почитал отзывы на роман \"Трудно быть богом\" там похлеще будет...
А еще в романе Максим думает. Развернутой внутренней речью, с чувством юмора. А в фильме выглядит идиотиком.
Меня разачаровала масса несуразиц. Гламурно уложенная причесочка героя, которая никогда не мнется и не пачкается, и абсолютно несуразно выглядит в армии и в тюрьме (видимо, надо было угодить девичьей части целевой аудитории). Заползший в ухо переводчик, который почему-то придал герою возможность разговаривать без акцента. В первой части узника пытают паром на для того, чтобы он выдал секреты, а просто так, не задавая вопросов и не предлагая сотрудничества... И при всем этом абсолютно отсутствуют мелкие бытовые детали, за счет которых в фантастике (в т.ч. и фантастике Стругацких) и создается ощущение реальности происходящего. И жуткое количество киноцитат, которые я воспринмакются не как цитаты (какая уж тут самоирония), а как плагиат. Герой летает на кольмаре из Матрицы, драки оттуда же... в легионе форма из Звездного десанта, антураж улицы из Бегущего по лезвию...
И говоря вашими словами:
Статья, мало того, что бездарна, еще и подла, и да будь он проклят. Давно не читал ничего подлее.
и сюжет фильма явился для него полной неожиданностью
И, соглашусь с комментаторами выше, книги автор статьи не читал.
Византия пала от того что к власти пришли олигархи и взяли под контроль прибыльные (и заметте ТОЛЬКО прибилыне части) а это было порты и дороги (налоги с провоза грузов) сейчас аналог нефть и газ. Государство пришло в упадок, армия развалилась, точнее не совсем развалилась, просто мечи проржавели, доспехов не было, и воевать не чем было да и мало кто умел, т.к. казармы позакрывались так сказать. И как только Турки осадили столицу, первыми бежали олигархи с нее, со всеми своими богатствами, часть пришло на поклон к победителям. Турки кознили всех олигархов со словами: \"Нам предатели не нужны\" обворовали город и ушли, потом пришли крестоносцы, и доконца добили империю. А так, это империя просуществовало больше чем даже Римская, или Российская...
Так что, всегда все в истории повторяется...Сейчас вы не находите повторение исто...
А не боевик не безнадежное? Артхаусные \"Сталкер\" и \"Дни затмения\" - не в счет, это не экранизации. А фильм Лопушанского - синтез двух противоположностей: Гадких лебедей с Отягощенных злом? По сравнению с ОО, это конечно кино, но \"по Стругацким\"...
Выберет административный ресурс , а население не примет этот бестселлер. и будет также как с \"Островом\"
Бестселлер - это то ,что выбирает народ без всякой раскрутки
Смотрел обе части с удовольствием, в промежутке ещё раз перечитал книгу... хороший экшн, качественный! И жалобы на малое количество голливудских спецэффеков - бред сивой кобылы!!! они бы (голливудские эффекты) (ИМХО) лучше бы фильм не сделали.
Оба раза, выходя из кинозала, слышал только положительные отзывы о фильме, особенно то, что снято именно по книге.