Акция \"Чистый автомобиль\" - а как же чистые дороги?

На модерации Отложенный Уже много лет назад в Москве с 1 апреля объявляется месячник всеобщего идиотизма. По официальной версии столичных властей, этот праздник жизни называется операцией «Чистый автомобиль». Но праздником он становится лишь для двух категорий граждан – для немногочисленных мойщиков, которые задорно повышают свои расценки и радуются унылым очередям. И для сотрудников ГИБДД, у которых появляется повод повысить собираемость дорожной мзды с доверчивых автовладельцев, не знающих о том, что штрафовать за грязный автомобиль их не имеют право. В законе предусмотрено наказание лишь за нечитаемый номерной знак. А его можно просто протереть тряпочкой. Тем не менее, для миллионов водителей этот период года превращается в месячник бессмысленных хлопот. Причем не дешевых.

Уже более пятнадцати лет в первые апрельские дни я пишу колонку о том, что московские власти с упорством, достойным лучшего применения, каждую весну ставят телегу впереди лошади, а виноватым, в итоге, объявляют возницу. И за все это время редакция еще ни разу не получила ответа на предельно простой ответ: почему в Москве не проводят вначале операцию «Чистые дороги»? С проверкой коммунальных служб, с привлечением к ответственности руководства «Доринвеста», со штрафными санкциями к руководству стройплощадок, с территории которых на улицы разносятся тонны грязи. С наказанием лоббистов в дорожных службах, навязывающих городу перед каждым зимним сезоном химические реагенты, превращающие Москву в зловонное болото с липкой и опасной для здоровья жижой. Понимаю, что вопросы эти до смешного наивны. Перечисленные чиновники хоть и мелкого пошиба, но для городских властей – свои. А водители, они чужие. На них любой субъект, обладающий властью, свистком или жезлом взирает лишь как на бумажник с колесами. Поэтому все время и всеми субъектами ищутся и придумываются любые поводы этот бумажник потрясти.


Юрий Лужков обычно очень не любит, когда Москву называют самой грязной из европейских столиц. И у него есть все основания огорчаться. Столица действительно удручающе грязная. А по разным данным, только на уборку города ежегодно тратится более 10 миллиардов рублей. Еще более миллиарда городской бюджет выделял на озеленение. Пару лет назад столичные дороги впервые за всю историю Москвы попытались мыть с использованием шампуня. И впервые использовали специализированные пылесосы для сбора мелкого гравия после зимнего периода. Для Парижа, Вены, Стокгольма, Хельсинки, Берлина и многих других столиц это все – привычные меры. Для нас – эксперимент. Там владелец и крупного супермаркета, и небольшой лавчонки не считают зазорным регулярно мыть с шампунем тротуар перед своим заведением. А экологические службы и движения не оставят без внимания ни одной стройплощадки, если она загрязняет округу. И ни одного дорожника, если он начнет поливать улицы химической отравой. У нас убирать территорию перед офисом, магазином или стройплощадкой не принято. И все усилия властей привить горожанам эту полезную привычку разбиваются о национальную убежденность в том, что мы и в грязи – князи. Вот и летят под ноги окурки, из окон автомобилей огрызки, из дверей подъездов хлам и мусор. Никаких миллиардов на борьбу с этим не напасешься (что исключительно удобно для тех, кто умеет их осваивать). Приходится отыгрываться на самых уязвимых и законопослушных. На автовладельцах, мечтающих ездить в чистом автомобиле по чистому городу. И не платить каждую неделю от 300 до 1500 рублей за бессмысленную мойку.

Но гаишники уже ждут. Власти уже дали отмашку. Операция «мартышкин труд» началась. А результат ее, как всегда, очевиден – и субъекты сыты, и грязи целы.