Мир должен выйти из кризиса в 2010 году, но Россия может в нем задержаться

На модерации Отложенный

Вчера премьер Владимир Путин высказал прогноз о том, когда завершится глобальный экономический кризис. Мировая экономика, по его словам, начнет оживляться на рубеже 2009–2010 годов. Сегодня в Давосе соберется мировая экономическая и политическая элита, чтобы тоже погадать о сроках выхода из финансовых неурядиц. Оптимистично настроенные экономисты согласны с российским премьером: движение вверх из всеобщей ямы начнется именно в 2010 году. Пессимисты считают, что в отличие от других стран в России кризис растянется еще на несколько лет.

Нет сегодня более важного для сотен миллионов землян вопроса: когда же этот кризис закончится? Владимир Путин дал четкий ответ: в конце 2009 – начале 2010 года. Прогноз довольно оптимистичный и, к счастью, не единственный в этом роде. Схожие оценки озвучили ведущие мировые финансисты: бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен и руководитель Европейского Центробанка Жан-Клод Трише, которые наблюдали зарождение и развитие кризиса изнутри. По версии г-на Трише, подъем мировой экономики может начаться уже в следующем году. В 2009 году он ожидает «синхронного замедления» экономической активности. Однако 2010 год благодаря поддержке правительств и Центробанков станет годом не просто подъема, но «существенного подъема». В этом же духе высказался и г-н Гринспен: «Мы не можем надеяться на поворот рынка вспять раньше, чем через 6–12 месяцев».

Российские экономисты в большинстве своем тоже считают наступивший год потерянным. «В 2009 году подъема не будет. Пока еще глобальная экономика на пороге ухудшения ситуации, возможно обострение проблем в Китае. Кризис уходит вглубь, – рассказал «НИ» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский. – Ожидать некоторого восстановления можно во 2-м полугодии 2010 года в Штатах. Если там начнется подъем, то и остальные страны начнут восстанавливаться, поскольку мировая экономика будет равняться на Америку».

Профессор Российской экономической школы Олег Замулин добавил, что сигналом начала восстановления станет оживление финансового сектора в США. «Восстановление начнется там, где и начался кризис. А именно в американской финансовой системе. Сейчас она находится в параличе. Но когда она очистится от бремени мертвых активов, паралич спадет. Банки начнут думать о кредитовании, возвращать инвестиции в экономику. Вслед за США на поправку пойдет и мировая экономика. Именно рост кредитования, финансовой активности в США даст понять, что ситуация начала улучшаться», – сказал «НИ» эксперт.

По мнению главного экономиста Центра развития Валерия Миронова, существует четыре сценария развития событий в мировой экономике. Причем любой из них нельзя исключать. «Первый сценарий – короткий кризис, выход из которого может начаться уже во втором полугодии этого года, – сообщил он «НИ».– Второй – продолжительностью 1,5–2 года. Третий – кризис с обратной петлей, когда идет сначала быстрое восстановление, а за ним опять следует спад. Четвертый – кризис, как во времена Великой депрессии, когда все упало, и восстановление было очень долгим». По словам эксперта, более четко понять, какой сценарий самый вероятный, можно будет уже в апреле–мае. К этому времени мировая финансовая система очистится от плохих долгов, можно будет оценивать поведение банковских систем Европы и Азии: возобновят они кредитование экономики или нет. «Но я оптимист и считаю, что мы увидим первый или второй сценарий», – заявил г-н Миронов.

Однако то, что мировая экономика начнет выздоравливать одновременно с российской, для многих специалистов отнюдь не факт.

Во всяком случае, единства среди экономистов по этому вопросу не наблюдается. Так, директор Института макроэкономических исследований и прогнозирования Высшей школы экономики Евгений Гавриленков заявил «НИ», что «мы очень близки к тому, чтобы начать выходить из тех проблем, которые сами себе и создали». «Теоретически мы могли бы продолжать расти и в ситуации кризиса, как это делает Бразилия за счет своего внутреннего рынка, но не захотели девальвировать рубль за короткое время. В результате заморозили денежный рынок. Единственный разумный вид деятельности, который остался инвесторам, – валютные спекуляции. Это заблокировало денежный рынок и затормозило экономический рост», – убежден ученый. Он надеется, что завершение девальвации вскоре стимулирует рост экономики. «Мы подходим к моменту, когда валютные спекуляции теряют смысл. Денежный рынок начнет восстанавливаться, и экономика может начать расти уже во втором квартале этого года», – отметил эксперт.

По версии г-на Гавриленкова, первыми в рост пойдут предприятия, ориентированные на внутренний спрос – производители продуктов питания, товаров народного потребления, которые станут более конкурентоспособными из-за дорожающего импорта. Валерий Миронов убежден, что раньше других восстановится российский финансовый сектор, который первым в кризис и попал. «Без него трудно представить кредитование и дальнейшее развитие. Сельское хозяйство может вообще не сильно пострадать от кризиса. Поднимется строительство, которое наверняка будет поддержано, поскольку все понимают, что надо сохранить этот сектор. Ситуация остальных отраслей во многом будет зависеть от спроса на мировом рынке», – пояснил г-н Миронов.

А вот Никита Кричевский отнюдь не убежден, что рост отдельных отраслей будет означать выздоровление всей нашей экономики. Может быть, даже обратный эффект. «Международные резервы ЦБ сейчас составляют 396 млрд. долларов, а объем внешнего долга РФ – 540 млрд. Причем 225 млрд. из резервов – это средства суверенных фондов, которые на погашение долгов не пойдут. Объемы свободных резервов будут постепенно снижаться весь нынешний год, поскольку доходы от экспорта энергоресурсов будут незначительными. В апреле сократятся платежи за газ, что приведет к росту дефицита бюджета и новому витку девальвации рубля», – прогнозирует эксперт.

Отметим, что низкие мировые цены на углеводороды в ближайшие месяцы станут главной проблемой для российской экономики. По словам первого зампреда ЦБ РФ Алексея Улюкаева, при стоимости нефти в 41 доллар за баррель дефицит бюджета-2009 составит 3 трлн. руб. А при 32 долларах за бочку – 4 трлн. руб. «Если в 2009 и 2010 годах нефть будет стоить 30 долларов за баррель, это будет кошмар. Нагрузка на текущий платежный баланс и государственный бюджет России очень быстро вырастет до такой отметки, что РФ вновь превратится из кредитора в заемщика средств международных организаций», – дал пугающий прогноз главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич.

«Мировые цены на нефть и другое сырье будут низкими еще лет пять, – заявил Никита Кричевский. – Поэтому, когда в 2010 году мировая экономика, вероятно, начнет выходить из кризиса, у России закончатся резервы. Мы получим резкий рост бюджетного дефицита. Это приведет к резкому падению курса рубля. Боюсь, нас ждут серьезные социальные проблемы. Если сейчас в стране 21 млн. человек живут за чертой бедности, то в 2010 году их число резко увеличится».

АНДРЕЙ ДОЛГИХ, МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ