Сдадут ли российские вузы экзамен по кризис-менеджменту?

На модерации Отложенный

Первый звоночек о том, что не все ладно в образовательном королевстве, прозвучал в конце прошлого года. Как и в остальных отраслях, началось с банков - затрещал по швам проект кредитования студентов "Кредо". В нем участвуют компания "Крэйн" и банк "Союз", который испытывает определенные трудности из-за кризиса. Первая реакция общественности на плохие новости оказалась довольно вялой. Оно и понятно: на сегодняшний день по программе "Кредо" обучаются около 3300 студентов - капля в море, если учесть, что в России их сейчас 7,5 миллиона. Кредиты же выдавались только учащимся 22 ведущих государственных вузов страны. 

Поохав и поахав, все с головой окунулись в новогодние праздники, а вынырнув, обнаружили, что дело швах. Многие вузы получили "черные метки" от предприятий - дескать, они более не в состоянии платить за студентов, которые учатся по их направлению. Это, кстати, касается и программ, ориентированных как на дополнительное образование, так и на повышение квалификации. А они составляют немалую часть доходов высших учебных заведений. Но самое страшное - другое. Вал увольнений и сокращений в первую очередь коснулся среднего класса - основного потребителя образовательных услуг, предоставляемых высшей школой. Речь идет о родителях, оплачивающих обучение своих детей. В ректораты посыпались заявления от студентов платной формы обучения, просивших либо перевести их на бюджетные места, либо отсрочить оплату. 

Эксперты прогнозируют: по итогам 2009 года вузы потеряют около 25 процентов студентов-контрактников, и это ударит по кошельку не только коммерческих, но и государственных учреждений. Сегодня, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, половина студентов учатся на платной основе, и доходы по этой статье составляют существенную часть бюджетов вузов. Их сокращение, по мнению экспертов, в первую очередь негативно отразится на программах развития. "У нас около 40 процентов платных студентов, - говорит первый проректор МЭИ Анатолий Попов. - В прошлом году мы получили от них 400 миллионов рублей. На эти деньги финансировались многие программы, в том числе и научные. Теперь их придется ужимать". 

Если начало лихорадить вузы государевы, то что тогда говорить о частных. У подавляющего большинства из них статья доходов одна - студенты. "Мы уже ощутили последствия экономического спада, - говорит Владимир Зернов, ректор Российского нового университета (РосНОУ) и председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, - у нас в три раза увеличилось количество просьб об отсрочке оплаты. Пока никого отчислять не будем. Правда, нам в этом плане проще - в РосНОУ четверть поступлений в бюджет идет от научных разработок. Если сумеем продать сейчас центнер нанотрубок, а мы их можем готовить тоннами, то этого хватит, чтобы выйти из кризиса. А вот по вузам, у которых до 97 процентов дохода - плата за учебу, нанесен очень тяжелый удар". 

Кроме того, в настоящее время страна приближается ко дну демографической ямы. В 2009 году из школ выйдут 900 тысяч выпускников, а в следующие два-три года их будет еще меньше. Для сравнения: в 2005 году школы окончили 1 305 000 человек. Это можно назвать двойной петлей - экономика с демографией выстрелили одновременно из двух стволов. И хотя в ближайшее время легкой жизни у руководителей коммерческих вузов не будет, они пока демонстрируют спокойствие. "Мы относимся к кризису настороженно, без панических настроений, - заверил "Итоги" проректор по экономике и развитию МГИ им. Е. Р. Дашковой Григорий Сподах. - Ожидаем еще более тяжелые времена, есть вероятность, что будет пересмотрен бюджет на год. Пока планируем уменьшить расходы на рекламу первого высшего образования. Свернем программу увеличения зарплаты сотрудникам, но и уменьшать зарплаты не собираемся. Мы даже намерены увеличить расходы по некоторым статьям. Например, на развитие системы электронной документации в институте, на IT-технологии, формирование библиотечного фонда". 

Тем не менее атмосфера в ректоратах мало чем отличается от той, что царит в различных компаниях.

На бесконечных заседаниях вузовские администрации с цифрами в руках пытаются свести дебет с кредитом и понять, на чем можно сэкономить, чтобы обойтись без крупных жертв. Вопросом о том, как смикшировать последствия кризиса, озаботились и в правительстве. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Министерству образования и науки и Министерству финансов разработать пакет мер по поддержке высшей школы. В первую очередь это касается уже упомянутых программ образовательного кредитования. Предполагается, что их передадут устойчивым системообразующим банкам - скорее всего Сбербанку и ВТБ 24. Пока неизвестно, будут ли эти программы расширены, но глава Минобрнауки обещает, что студенты, получившие кредиты "Кредо", закончат обучение. Это существенно облегчит им жизнь, но не решит проблемы в целом. 

Люди, пережившие дефолт 1998 года, хорошо усвоили старую истину: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Поэтому выкарабкиваться из болота, куда кризис всех неизбежно толкает, каждому придется самостоятельно. Многие даже считают, что такая проверка на жизнеспособность окажется весьма полезной как для самих выживающих, так и для общества в целом. Например, представители бизнес-структур видят в создавшейся ситуации положительные стороны. Член генерального совета "Деловой России" Николай Брусникин убежден, что кризис усилит взаимодействие системы образования с ведущими российскими компаниями. По его мнению, лишившись свободы маневра, которую обеспечивал вузам денежный поток докризисной эпохи, университеты и институты откажутся от некоторых излишеств в виде непрофильных специальностей и пойдут по пути выявления точечных, значимых для бизнеса задач и интересов и в первую очередь будут готовить специалистов, наиболее востребованных экономикой. Система взаимоотношений в виде поддержки лучших студентов, считает Николай Брусникин, будет усиливаться. 

По прогнозам аналитиков, количество желающих учиться в государственных вузах вряд ли уменьшится на порядок - все-таки статус заведения предполагает высокую вероятность получения хорошей работы. А вот что касается коммерческих учебных заведений, то здесь возникнут серьезные проблемы. Эксперты предрекают, что экономические трудности ускорят болезненный процесс сокращения количества вузов, инициированный чиновниками Минобрнауки. В условиях жесткой конкуренции многие псевдовузы, где за небольшую плату молодые люди могут откосить от армии, а девушки потусоваться в более или менее приличной компании, умрут сами собой, без всякого вмешательства Рособрнадзора. "Кризис заставит всех переосмыслить свою работу, - убежден Григорий Сподах. - Он подхлестнет к улучшению качества обучения, особенно в негосударственных вузах - ведь в создавшейся ситуации они могут конкурировать с государственными только при условии предоставления очень качественного образования". 

Ему вторит и ректор Московского психолого-социального института Светлана Бондырева: "Умные родители понимают, что кризис перманентен, а жизнь идет. Многие вузы, кстати, государственные, заламывают такие цены на обучение, которые просчитать нельзя. Значит, придут не к ним, а к нам. И мы не можем снижать качество образования, тогда к нам просто не придет никто. Выживет сильнейший". 

Что ж, формулировка жесткая, но естественный отбор никто не отменял - мы до сих пор во многом живем по закону джунглей. Только жаль тех, кто станет неизбежной жертвой этой схватки. Куда деваться студентам, которые не смогут больше оплачивать свое обучение? На работе их не ждут. Так что в первую очередь, как обычно, кризис ударит по самому слабому - в данном случае по молодежи.

Марина Зубакова