Турецкая одежда разонравилась России

На модерации Отложенный

Представители турецкой текстильной промышленности, в значительной степени ориентированной на российский рынок, обеспокоены: по их данным, российские закупщики на 50% сократили количество заказов. Во всяком случае, такие цифры приводит турецкой газете Hurriyet владелец бренда Avva.

В качестве причины такого сокращения спроса представители турецких компаний называют и финансовый кризис, и ужесточение таможенных правил в России, которое коснулось турецкого импорта, из-за чего товары проходят российскую таможню в течение почти 10 недель, а не одной-двух, как раньше.

В турецкой компании Balizza, ориентированной на экспорт текстиля в Россию, ЕС и США, жалуются, что из-за трудностей с таможенным оформлением весенняя коллекция до сих пор не отправлена в Россию — а это может стоить компании до 80% выручки. Другая турецкая текстильная компания — Ipekyol уже полтора месяца ждет, когда российские таможенники оформят три тысячи единиц их продукции.

Новые таможенные правила должны были препятствовать, прежде всего, незаконному импорту — для этого летом 2008 года был введен усложненный досмотр на таможнях. В результате уже в сентябре на российских границах выстроилась очередь из тысяч турецких фур, а министр торговли Турции грозил «ответными мерами».

В Федеральной таможенной службе уверяют, что уменьшение объема торговли с Турцией никак не связано с действиями российской таможни и является, скорее, следствием общей экономической ситуации. «Напротив, сознавая значимость торговых связей с Турцией, российская таможня еще в прошлом году приняла меры по ускорению процедуры таможенного контроля ряда товаров из Турции, — говорит начальник пресс-службы ФТС России Дмитрий Котиков. — В сентябре прошлого года подписан «Протокол между Федеральной таможенной службой и Таможенным департаментом Турецкой Республики об упрощении таможенных процедур». Одна из его целей – создать благоприятные условия для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности».

Официальных данных об объеме импорта текстиля из Турции нет. «Серый» оборот оценить сложно, но все эксперты сходятся в том, что он существенно превышает легальные производство и импорт. Так считают и официальные власти. В июне прошлого года Дмитрий Медведев заявил, что около половины российского рынка товаров легкой промышленности составляют товары теневого производства или незаконно ввезенные, в основном китайского и турецкого производства, в результате чего налоговая недоимка составляет до 650 млрд рублей.



В легальном сегменте до 80% рынка текстильной продукции — это также импортные товары, на 80-90% из Китая и Турции. Аналитик «Финам Менеджмент» Максим Клягин уточняет: «Доля отечественных товаров на внутреннем рынке крайне мала — не более 20%». Причем такая ситуация не только на рынке тканей и повседневной одежды — «серые» импортеры занимают существенную долю и в сегменте спецодежды. «По данным нашей компании, рынок теневых продаж на текстильном рынке составляет порядка 48%, на официальный импорт приходится порядка 33%, доля отечественного производства – всего 19%», — говорит руководитель управления рекламы и PR «Чайковского текстиля» Оксана Хрусталь.

«Теоретически девальвация национальной валюты и последующий рост цен на импортные товары может положительно повлиять на конкурентоспособность российских производителей, — считает Максим Клягин. — В принципе есть вероятность, что на фоне удорожания импорта российские игроки смогут несколько увеличить собственную долю рынка».

Однако без системного преобразования отрасли, пока остающейся малопривлекательной для инвестиций и существенно отстающей в технологическом плане, резкий рост вряд ли возможен, оговаривается аналитик. «Кроме того, подобная, в общем, положительная конъюнктура рынка в существенной степени нивелируется негативными последствиями глобального финансового кризиса, отрицательно сказывающимися на финансовой стабильности отечественных предприятий», — резюмирует Максим Клягин.

Напомним, в июне 2008 года, до начала финансового кризиса, развитие текстильной промышленности обсуждалось в России на высшем уровне, а Дмитрий Медведев заявил о необходимости возродить российскую легкую промышленность. В итоге были снижены ввозные пошлины на текстильное оборудование, утвержден проект Поволжского текстильного кластера. Однако вряд ли эти меры успели дать эффект, а до того отечественная легкая промышленность стагнировала. «В первом квартале 2008 года было произведено тканей (без учета нетканых материалов) на 11% меньше аналогичного периода прошлого года. Сократилось производство всех видов тканей за исключением льняных. Объем импорта в январе-марте 2008 года увеличился на 60%», — пояснила Оксана Хрусталь из «Чайковского текстиля».

Наталья Ищенко