Кто нагнетает газовый кризис?

На модерации Отложенный Зимние российско-украинские забавы с перекрыванием газа стали почти ежегодным упражнением, как когда-то кулачные бои на Масленицу. «Газпрому» в этот период было бы легче доказать свою открытость и прозрачность в отношениях со сварливым и несговорчивым соседом, если бы в самой компании все было объяснимо с точки зрения разума.

На пресс-конференции, посвященной газовому кризису, убеждая иностранных журналистов в стремлении к понятным рыночным отношениям с Украиной, обычно атакующий Владимир Путин выглядел смущенным и ковырял ручкой роскошный стол в зале для приемов в тот единственный момент, когда сетовал на коррумпированность украинских элит. Непонятно, какой черт занес российского премьера на эти галеры, поскольку поводов для смущенного ковыряния стола в этом вопросе достаточно и в Украине, и в России. Последний российский повод — это уголовное дело о хищении почти полутора миллиардов рублей у газпромовского «Межрегионгаза». За фигурирующей в деле фирмой-трейдером стоят люди, близкие к друзьям Владимира Путина.

Скандал стал заметен, когда миноритарный акционер «Газпрома» и «Роснефти» Алексей Навальный, который предъявляет этим компаниям претензии по неоднозначным сделкам, потребовал признать себя потерпевшим по уголовному делу о хищении денег у «Межрегионгаза». О том, что его признали таковым, сообщила газета «Ведомости», получив от журнала SmartMoney копию постановления.

Суть уголовного дела, возбужденного в 2005 году, в том, что «Межрегионгаз» покупал газ «Новатэка» через трейдера ООО «Трастинвестгаз», а тот продавал газ в тех же точках трубы, где и покупал, не тратясь на транспортировку. При этом газпромовская «дочка» платила трейдеру за газ на 70 процентов больше, чем «Новатэку».

Всего «Межрегионгаз» купил у трейдера 4,5 млрд кубометров газа, переплатив 1,49 миллиарда рублей. Следствие усмотрело в этом мошенничество. Уголовное дело дважды пытались прекратить, но оно продолжается. При этом «Газпром» и «Межрегионгаз» отказываются признать себя потерпевшими.

Трейдер «Трастинвестгаз» появился в 2004 году. Одним из его создателей числится ООО «Профит инвест», учредителями которого значатся Зоя Усачева и Людмила Галушко (это сообщили «Ведомости»).

«Новая газета» выяснила, что Усачева и Галушко — из Санкт-Петербурга.

К 2001 году Галушко была соучредителем и главбухом ООО «Дача Клейнмихель». Другими учредителями этой фирмы выступали, в частности, знаменитые питерцы Евгений Малов, Андрей Катков и Александр Красненков — партнеры друзей премьера Владимира Путина.

Учитывая такие связи, вполне логично выглядит предположение: за «Трастинвестгазом» могут стоять выдающиеся люди, которым не жаль заплатить за газ на полтора миллиарда рублей больше. Наш эксперт — сотрудник правоохранительных органов на условиях анонимности поделился мнением, что у уголовного дела о мошенничестве нет никаких шансов на успешный финал.

Людмила Галушко и Зоя Усачева не прокомментировали ситуацию.

Пресс-секретарь «Межрегионгаза» Мария Фролова отметила, что в компании не видят проблемы в давней сделке с «Трастинвестгазом».

— «Межрегионгаз» совершил сделку с трейдером, у которого был газ, и сам «Межрегионгаз» получил от этого прибыль, — утверждает Фролова. — Уголовное дело, о котором идет речь, возбудили в последний рабочий день декабря 2005 года в 17.00, что само по себе выглядело довольно странным. Кроме того, в 2006 году дело уже однажды прекращали за отсутствием состава преступления.

Алексей Навальный сообщил «Новой», что уголовное дело о хищении у «Межрегионгаза» возникло из-за многочисленных жалоб энергокомпаний, которых заставляли закупать сверхлимитный газ по баснословным ценам. Они ходили во многие инстанции.

Кроме того, в любой крупной корпорации есть люди с различными интересами, все это, по мнению Навального, привело к побочному эффекту в виде уголовного дела. Включились механизмы внутри «Газпрома», дело то прекращали, то возобновляли. Но потерпевшего не было, все отказывались, хотя следствие обращалось в том числе и к некоторым крупным акционерам «Газпрома», которые критиковали компанию.

Алексей Навальный — единственный, кто согласился войти в уголовное дело в качестве потерпевшего. Он полагает, что, получив процессуальные права, будет иметь больше возможностей для борьбы за свои интересы, и не исключает, что разбирательство попытаются замять, но сделать это будет сложнее. По словам миноритария, давить на него пока не пытались, но через его общих знакомых «передают недоумение».

— Спрашивают, кто за этим стоит, кто заказал, — говорит Навальный. — Не могут поверить тому факту, что миноритарный акционер борется сам по себе.

Справка «Новой»

Катков и Малов вместе с ведущим российским нефтетрейдером и старым знакомым Владимира Путина Геннадием Тимченко в середине девяностых были совладельцами «Кинэкса», который занимался экспортом нефти и нефтепродуктов (затем название изменилось на «Кинеф» и структура вошла в «Сургутнефтегаз»). Тимченко, Малов и Катков были также соучредителями питерского «Пеноплэкса» (теплоизоляционные материалы). Офис «Кинэкса» имел тот же адрес, что и офис «Пеноплэкса» в Саперном переулке. Там же было зарегистрировано ООО «Дача Клейнмихель». Андрей Катков также был председателем совета директоров знаменитого питерского банка «Россия», нынешним главой и основным акционером которого является другой давний знакомый Владимира Путина — Юрий Ковальчук. Наконец с еще одним другом Путина — Аркадием Ротенбергом Тимченко и Катков создавали клуб дзюдо «Явара-Нева», почетным президентом которого значится Путин.

Питерец Александр Красненков окончил филологический факультет Ленинградского госуниверситета на год раньше нынешнего вице-премьера Игоря Сечина. Затем оба работали в Африке. По линии Минобороны Красненков служил референтом-переводчиком в Эфиопии, Сечин — в Анголе и Мозамбике. После Красненков работал в аэропорту Пулково, был гендиректором гостиницы «Астория», до 2003 года — членом правления «Газпрома» и до 2006-го — замгендиректора госкомпании «Совкомфлот». Впоследствии Александр Красненков возглавил советы директоров «Стройтрансгаза», «Нортгаза» и «Сибнефтегаза», а также вошел в совет Газпромбанка, «Латвияс Газе» и возглавил компанию «Балтийский сжиженный газ».

Дача Клейнмихель — это исторический особняк в северо-западной части Каменного острова на берегу реки Крестовки. На острове будет резиденция российского президента, которую планировали завершить к 2009 году.

Людмила Галушко и Александр Красненков также учреждали ООО «Астория-менеджмент и консалтинг групп». А вместе с Маловым и Катковым — питерский «Оздоровительно-спортивный комбинат Дюны».
В Москве Людмила Галушко и Зоя Усачева имели отношение к фирме ООО «Меридиан-Арт», которая, согласно базе данных СКРИН, являлась вторым соучредителем искомого «Трастинвестгаза», а также владела 3,14 процента компании «Стройтрансгаз-Инвест». В 2006 году «Стройтрансгаз-Инвест» отделился от «Стройтрансгаза», как было сказано в решении акционеров, «для повышения прозрачности и эффективности управления непрофильными активами «Стройтрансгаза».

P.S. В этом году мы начинаем новую рубрику «Друзья премьера», в рамках которой будем проводить мониторинг бизнесов, так или иначе связанных с друзьями и знакомыми Владимира Путина.

Роман Шлейнов