Россиянам предложили самим защитить себя

На модерации Отложенный

Порядок на улицах должны поддерживать сами граждане, но организованно: например, вступая в народную дружину. Так решила группа депутатов Госдумы и членов Совета федерации, разработав законопроект "Об участии граждан в охране общественного порядка". Дружины нынешним летом начнут создавать региональные власти и муниципалитеты в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. Правозащитники опасаются, что появление дружинников на улице приведет к росту неформального произвола.

Возродить советские народные дружины парламентарии решили потому, что, как сказано в пояснительной записке к проекту, их встревожили "негативные тенденции в динамике криминальных проявлений в местах массового пребывания граждан". Последние пять лет, по их данным, "уличная преступность" прирастает на 10-15% ежегодно. Причем "корыстно-насильственные проявления (кражи, грабежи, разбойные нападения)" увеличились за это время в три раза и теперь составляют 70% уличных преступлений. Кроме того, в прошлом году зафиксировано более 1,7 млн фактов мелкого хулиганства, более 2 млн случаев распития в общественных местах спиртных напитков. А еще в 4 млн случаев были задержаны россияне, которые появлялись в общественных местах в пьяном виде.

Дело, по мнению авторов законопроекта, не поправить, если не подключится общественность, которая, по депутатским сведениям, и сейчас не дремлет. В стране "действует более 34 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 363 тыс. человек, в том числе в 17,4 тыс. народных дружин — около 214 тыс. человек, в 872 казачьих дружинах — 45,4 тыс. человек". Вот только деятельность их регламентируется разными, "не связанными друг с другом законами". Теперь же все правила будут сведены в одном акте.

Законодатели представляют россиянам три основные формы "участия граждан в охране общественного порядка". Подключиться к охране может любой гражданин в одиночку, если он решит "содействовать органам внутренних дел" или "сотрудничать на внештатной основе" с ними, а также в тех случаях, когда у человека возникнет желание обратиться в милицию "с предложениями по вопросам охраны общественного порядка". Кроме того, граждане вправе объединять свои усилия, вступая в общественные организации, "задачами которых является участие в охране общественного порядка", а также создавая "самодеятельные группы по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения своей собственности". В целях защиты "себя и своих близких" парламентарии позволяют гражданам даже применять "физическую силу и оружие самообороны", но исключительно "в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости".

Но наиболее предпочтительной формой российские законодатели сочли народные дружины, посвятив вопросам их деятельности целую главу законопроекта.

Создавать эти дружины должны будут органы местного самоуправления на деньги своего бюджета. Но детальное положение о народных дружинах вправе разрабатывать региональные власти. Следить за порядком дружинники обязаны в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. А казачьи дружины обязаны также выбирать себе командира по согласованию с милицией.

Дружина — это не общественная организация, как сказано в законопроекте. Поэтому дружиннику будет дано право "требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния", "участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка, проводимых органами внутренних дел", "охранять места происшествия" и др. При этом он не должен "допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина".

Это очень "спорный законопроект", заявила "Ъ" член Общественной палаты Мария Каннабис, "особенно в вопросе создания народных дружин". Сам факт появления таких дружин, по ее мнению, будет означать, что со своими профессиональными обязанностями "не справляется тот, кто обязан справляться", то есть правоохранительные органы. Но если дружинники смогут "хоть немного снизить уличную преступность, будет уже хорошо".

Без помощи общественности правоохранительные органы не обойдутся, считает один из авторов законопроекта — глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев. И дело, по его словам, не в профессионализме милиции: "В любом обществе правопорядок определяется прежде всего поведением самих граждан". И чем "большая часть населения заинтересованно участвует в охране общественного порядка, тем четче устанавливается правопорядок как таковой", уверен господин Васильев.

Но это "вопрос общей культуры", считает правозащитник, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека РФ Валерий Борщов. А "созданные сверху народные дружины", по его прогнозу, лишь приведут к росту злоупотреблений полномочиями, чего "в правоохранительной сфере и так достаточно". Но с "милиционера хотя бы можно спросить за злоупотребления как с представителя власти, а с дружинника не спросишь", полагает правозащитник.

Владимир Васильев тоже не исключает, что "на первых порах могут возникнуть проблемы" со злоупотреблениями. Но важнее, по его словам, польза, которую могут принести дружины. Правда, Валерий Борщов подозревает, что в условиях надвигающегося кризиса польза от народных дружинников будет состоять в том, что они "вместо ОМОНа станут разгонять акции протеста, точно так же как в советские времена стригли стиляг и резали им брюки вместо милиции, которая не имела права на подобные действия".

Виктор Хамраев