\"Оранжевые\" власти Украины - угроза энергетической безопасности ЕС?
На модерации
Отложенный
На днях комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс поставил под сомнение будущие возможности Украины в деле обеспечения бесперебойных поставок газа из РФ в Европу. Причина – в крайней изношенности трубопроводной системы, унаследованной Киевом от СССР, и в слишком малых объемах «голубого топлива», закачиваемых в подземные хранилища.
Не стоит думать, что еврокомиссар, все последние годы изыскивавший возможности «альтернативных маршрутов» в обход России, решил подыграть Москве в газовом споре. Он просто констатирует факт: Европа зависит в транзитном отношении от состояния дел в крайне нестабильной стране, стремительно скатывающейся в «третий мир». И выход из строя украинской трубопроводной системы – вопрос лишь времени.
Факты таковы: на Украине после распада Советского Союза остались 14 тысяч километров транзитных «ниток» большого диаметра (а общая протяженность всех газопроводов в УССР была 36 тыс. км). Они крайне изношены, некоторые эксперты говорят об опасном состоянии уже 20% трубопроводов. По другим оценкам, у опасной черты – уже 50% транзитных «ниток». Максимум, что компании «Нафтогаз Украины» и «Укртрансгаз» могут ассигновать на ремонт и подновление всей системы, – это 200 миллионов долларов в год (1,2–1,3 млрд гривен). Больше никак не получается: правительство бедной, деиндустриализованной страны изымает у компании львиную долю прибыли, пытаясь за счет нее залатать прорехи в безнадежно дефицитном бюджете, поддержать хоть какие-то социальные программы. В то же время, до 2012 года минимальная потребность инвестиций в трубопроводный транспорт – 2,5 млрд евро. То есть, минимум в шесть-семь раз больше того, что вкладывается ныне. (Для справки: общий доход Украины от транзита газа в Европу – всего 2,16 млрд долларов в 2008 году) Все это, вкупе с неплатежеспосбностью украинской экономики (постоянное нарастание долгов за газовые поставки) предопределяет разрушение газотранспортной системы (ГТС) в течение ближайших пятнадцати лет.
Опасения внушает состояние именно труб с их многочисленными сварными швами. Сегодня на Украине трудно найти таких же квалифицированных сварщиков, что были у СССР в 1980-е. По заведенному с советских времен порядку за разрыв недоброкачественного шва отвечает лично тот, кто его варил. Потому люди неохотно идут на такую работу, предпочитая заниматься более спокойным и прибыльным делом: сваркой могильных памятников и кладбищенских оградок.
Потому собственно трубы диаметром в 1020–1420 миллиметров – самое уязвимое и подверженное износу, самое слабое место ГТС на Украине. С 79 газоперекачивающими станциями легче: их можно сравнительно легко заменять.
Евросоюзу давно пора перестать прятать голову в песок и признать очевидные вещи. Суверенная Украина давно превратилась в «стабильно нестабильную» бедную страну, причем нестабильность эта носит и экономический, и политический характер. В нынешнем своем виде Украина есть недееспособное «государство-неудачник», которое не сможет сохранить унаследованную советскую техносферу. При этом Евросоюз не сможет взять Украину на иждивение: у него нет на это средств.
ЕC должен прекратить нечистоплотную игру: требовать от Москвы бесперебойного газоснабжения, отмалчиваясь по поводу безответственных шагов Киева, элементарно ворующего газ, не платящего за него и приводящего ГТС в негодность. До сих пор Евросоюз поступал по схеме: «дайте столько газа, сколько обещано – а с Украиной разбирайтесь сами». Европе было выгодно поддерживать украинский национализм, противопоставлять его «авторитарной Москве», приветствовать «украинскую демократию» с ее стремлением в «евроатлантический мир». Оплачивать эти восторги должна была Москва, поставляя газ на Украину по ценам ниже рыночных, мирясь с русофобской политикой киевских Кравчука–Кучмы–Ющенко.
Теперь этот спектакль заканчивается. Чтобы обеспечить себе гарантированное газоснабжение, ЕС должен совместно с Москвой и Киевом взять под управление ГТС Украины, после чего возможны совместные русско-европейские инвестиции в трубопроводы.
Для этого Европа должна понять одну простую вещь: в своем нынешнем виде украинское государство нежизнеспособно, и его распад неминуем даже в том случае, если Москва будет пытаться замедлить этот процесс. А общее управление нынешней ГТС Украины Москвой и Брюсселем даст гарантию надежности газоснабжения в том случае, если, к примеру, Западная Украина станет отельным независимым государством. Прецеденты с внешним управлением важными инфраструктурными системами имеются. Так, в прошлом западные державы брали во внешнее управление железные дороги и в императорском Китае, и в османской Турции.
Если же договориться о создании консорциума с участием РФ и ЕС не удастся, Европе придется приложить усилия, чтобы ускорить строительство «Северного потока» и «Южного потока», сломив саботаж сторонников «энергетической войны» с Россией. Надо понять, что эти проекты сократят транзит газа через Украину с нынешних 110 млрд кубометров в год до 60 млрд. Соответственно, Евросоюз будет после этого чувствовать себя в два раза безопаснее, чем сейчас.
В любом случае очевидно: ставить свою энергетическую безопасность в зависимость от нестабильной страны, балансирующей на грани раскола, весьма неразумно.
Максим Калашников
Комментарии