Что не дает России развалиться?

На модерации Отложенный

Мы стали так часто произносить словосочетание «Единая Россия», что уже почти перестали понимать - а что это такое? В смысле - единая Россия. Просто единая. Просто Россия. Без кавычек, без искусственных флагов и без мужиков в галстуках на фоне одинокого медведя, идущего то слева направо, то справа налево.

Что, собственно, делает нашу страну цельным государством? Какая сила не дает нам разбежаться?

В первые дни января, когда в воздухе повисает ледяная пауза, никто никуда не торопится и у всех есть возможность задуматься о вещах принципиальных, у меня каждый раз екает в солнечном сплетении: доживет ли страна до очередного рабочего дня? Не надумает ли страна чего лишнего?

Если верить Никколо Макиавелли, любое государство держится на двух вещах: принуждении и согласии. Макиавелли придется поверить, потому что так оно и есть. Правда, сам мыслитель эпохи возрождения зачем-то делал упор на первой составляющей этого рецепта  ущерб второй - но с великими мыслителями это бывает.

С принуждением у нас сейчас все нормально. Тут даже осмыслять особо нечего. Его пока чуть больше, чем в самый раз. Если же принуждения станет чересчур много - это и будет главной угрозой целостности России. Потому что основной фактор стабильности любой страны - это все-таки согласие. Как-то в работе одного ученого-криминолога с гораздо менее благозвучной, чем у Макиавелли, фамилией Хвыля-Олинтер, я прочитал, что даже самая кровавая диктатура не способна контролировать социум более чем на треть. Остальные две трети контроля осуществляют такие непростые для восприятия факторы, как человеческая совесть, традиции, ценности и оно - коллективное согласие.

Так в чем мы согласны друг с другом? Только честно.

Религия? Пожалуй, да. Хотя скорее можно говорить о единой историко-идеологической парадигме: православная традиция, коммунистическая, исламская, русофобская, антисемитская. В этой горючей смеси мы все так или иначе варимся, притягиваемся, отталкиваемся, ссоримся, миримся, но никуда друг от друга не денемся - как заклятые родственники в одной квартире. Выйдешь на улицу и даже поругаться не с кем, тоска зеленая, поэтому бегом обратно на кухню сотрясать воздух.

Телевизор? Безусловно, годится. Единое информационное пространство, какого бы качества оно ни было, держит нас в своих потных ручонках. Новости на первом, криминальный шабаш на НТВ, «Смехопанарама», «Моя большая няня», «Счастливы вместе» - пока все это безобразие мозолит нам глаза, эти глаза не видят много чего другого. А увидят - захочется эти самые зенки друг другу повыдергивать. Уж лучше пусть Петросян с «Модным приговором».

Спорт. В нем я ничего не понимаю, но тут и понимать нечего. Объединяет со страшной силой. Особенно футбол и фигурное катание.

Но спорт — ничто, по сравнению с водкой. Я ни секунды не сомневаюсь, что если бы в России не было водки, общественное согласие разлетелось бы вдребезги. Так уже было в нашей истории дважды: в 1913-м году Николай II объявил сухой закон - через 4 года получил революцию. Спустя семьдесят с небольшим лет Михаил Горбачев снова объявил сухой закон - и через 4 года снова получил революцию. Нынешняя власть пока не решается, потому что понимает: водка в России действует, как коллективное обезболивающее. Сюда же можно приклеить закуску. Национальная кухня, безусловно, объединяет любой народ, но в России народов много, у каждого - кухня своя, а вот сплачивает их воедино именно закуска.

Хотя стоит признать, что в качестве национального объединителя разведенный водой спирт эффективен лишь в краткосрочной перспективе. Если же мыслить стратегически, то, безусловно, водка - это мощный деструктивный фактор и государство, исповедующее по отношению к своим гражданам принцип «градусами закидаем», смотрит вперед не на века, а, в лучшем случае, не десятилетия. Водку надо чем-то заменять, но чем именно - пока не ясно.

Патриотизм? Ну, есть немножко. Хотя это еще большой вопрос, объединяет нас патриотизм или разъединяет. Любовь к Родине каждый понимает по-своему и это серьезный фактор ее дестабилизации.

Гораздо более серьезными объединяющими свойствами является... коррупция. Вот это действительно  мощнейший стимул для единства нации. Коррупцию, в отличие от патриотизма, все понимают одинаково. У коррупции, в отличие от патриотизма, есть конкретные плоды. Мы вам - вертикаль власти, вы нам - объемы финансирования. Мы проявляем лояльность вашим злоупотреблениям силовым, вы проявляете лояльность к нашим злоупотреблениями финансовым. «И мир в Боснии!» - как любят говорить герои фильмов Кустурицы.

Да, согласен, у коррупции есть те же недостатки, что и у водки. Причем, в отличие от водки, эти недостатки уже начинают проявляться в открытой форме, потому что кризис. Ну и что? Вы хотите сказать, что пора бороться с коррупцией? А если кризис вдруг закончится - как тогда жить будем? Не надо бороться с коррупцией, она нам еще пригодится - а с кризисом, авось, пронесет.

Самое время поговорить о мате в частности и ненормативной лексике вообще. Язык - он, конечно, сам по себе главный народообразующий элемент, но в своих крайних проявлениях это его свойство удесятеряется. Когда два незнакомых друг с другом носителя языка переходят на средство общения, недоступное даже беглоговорящему по-русски иностранцу, когда одни и те же слова, сказанные в разных обстоятельствах, с разной интонацией или выражением лица начинают означать диаметрально противоположные вещи - тогда вовлеченные в процесс общения граждане испытывают невероятный духовный подъем и чувство национального единства. Проверено на себе - неоднократно и в самых разных обстоятельствах. Действует безотказно. Особенно, если матерящиеся формально принадлежат к разным национальным, религиозным или социальным группам. Исключение — различие половое. Тут матерная терапия почему-то не притягивает, а скорее наоборот - отталкивает. Но едва ли стоит переживать по этому поводу. Если Россия когда-нибудь и распадется, то уж явно не по половому признаку.

Список объединяющих веществ можно продолжать, но главные я, кажется, назвал. Стоп! Забыл про Новый год. Безусловно, этот праздник и есть настоящий День народного единства, какое там 4 ноября! Причем он совмещает в себе многое из вышеперечисленного - выписку, закуску, экстремальные формы общения, телевизионный беспредел, религиозный праздник Рождества Христова, легкие формы коррупции в виде прогулов до и после новогодних каникул и много еще чего такого, что позволит стране зарядиться единством на весь грядущий не самый простой 2009-й год.

С Новым годом...  И быстрее дуйте в магазин за продуктами, а то, говорят, у ритейлеров начинаются проблемы с поставками, шампанского может на всех не хватить... С новым счастьем!

Дмитрий Соколов-Митрич