Что будет с образованием в наступающем году?
На модерации
Отложенный
Что ждет наших детей в наступающем году? Изменят ли российское образование новые стандарты, введение которых ждут к 1 сентября? Выдержит страна слово на три буквы (ЕГЭ)? Сделает ли счастливыми преподавателей школ, вузов и ссузов переход на новую систему оплаты труда? Эти и многие другие вопросы волнуют миллионы жителей нашей страны. Итак, что ждет российское образование в новом году?
Высшее образование станет бесплатным Уже сегодня можно прогнозировать, что разразившийся экономический кризис привел к тому, что широкие слои населения России едва ли смогут заплатить за высшее образование. Не очень понятно, и кто пойдет в платную магистратуру в элитных вузах (она будет весьма дорогой).
Видимо, понимая это, на последнем заседании Союза ректоров России ректор МГУ Виктор Садовничий предложил установить разумные пределы платы за обучение студентов, которые получают образование в российских вузах на коммерческой основе. "Надо думать об ограничении верхней планки платы за образование. У нас она зашла далеко и становится кричащей иногда", – сказал Виктор Садовничий. (Кстати, особенно высока она в самом МГУ. Но, как обычно объясняет сам ректор, именно столько стоит подготовка одного бюджетного студента. Интересно, уменьшится ли плата за образование в МГУ после слов Виктора Антоновича?).
Во Франции и Германии стоимость обучения студента сегодня не превышает 1 тысячи евро в год. Виктор Садовничий считает, что в условиях мирового финансового кризиса европейские страны будут бороться за потенциальных студентов. И в следующем году российские вузы могут столкнуться с конкуренцией с их стороны.
"Наши потенциальные абитуриенты и студенты есть также и в странах СНГ. Мы должны бороться за этот контингент путем создания филиалов", – сказал он. Садовничий напомнил также, что в странах СНГ уже создана сеть филиалов МГУ и других ведущих вузов России. В ближайшее время начнет свою работу университет стран-членов ШОС (Шанхайская организация содружества).
По прогнозам Минобрнауки, в ряде российских городов платное образование прекратит свое существование. Так, "безболезненно" для себя государство решит проблему армейских призывников, работодатели получат молодых чернорабочих (не поступивших на бюджет экс-абитуриентов). И правоохранительные органы без работы не останутся – по улицам без дела будет "слоняться" деклассированная молодежь, которой не чем заняться. Как говорил обозревателю "РЖ" социолог Давид Константиновский, это опасно тем, что мы столкнемся с людьми, которые начнут ощущать себя отжатыми на обочину жизни. "А такая обиженная молодежь, которая понимает, что ее планы не сбылись и не сбудутся в обозримом будущем, становится легкой добычей в любых политических или националистических играх. Игрушкой в недобрых руках. Для страны это – большая опасность". Чтобы избежать такого сценария, нужно занять эту молодежь. Например, создать возможности для того, чтобы она училась. Причем, естественно, бесплатно! Занять этих людей такими видами деятельности, которые бы их социализировали, вовлекли в позитивную общественную жизнь.
И еще: по мнению экспертов, самой востребованной формой образования в следующем году станет переподготовка кадров. А так как государству будут крайне нужны специалисты среднего и низшего звена, министр образования Андрей Фурсенко утверждает, что "белым воротничкам" придется переквалифицироваться в "синие". Счет на "перекрашенные" воротнички будет вестись на сотни тысяч.
Кредиты Что будет с теми студентами, которые взяли кредит? Программа охватывала около 3300 студентов, обучающихся в 22 лучших вузах страны (в том числе МГУ, СПбГУ, Финакадемии).
Высшая школа экономики предоставила студентам отсрочку по оплате до 15 декабря, но теперь вуз вынужденно продлил ее до марта. В настоящее время Министерство образования и науки РФ ведет переговоры со Сбербанком России о рефинансировании кредитов, выданных в рамках эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
Согласно исследованиям ВШЭ, средневзвешенная ставка, по которой российская семья готова взять образовательный кредит, составляет 10,25% годовых. Москвичи готовы кредитоваться под 12%. Поступающие на юридические факультеты готовы брать в долг под 13,10%, будущие гуманитарии – 10,52%, экономисты – 10,21%, а абитуриенты естественных и технических факультетов – 8,92%.
Вузам дадут подкормиться В ближайшее время должен быть принят законопроект, дающий самым продвинутым российским вузам право создавать малые инновационные предприятия и получать доход от их деятельности. По мнению Андрея Фурсенко, подобный закон в сложной экономической ситуации дает возможность выпускникам вузов и людям, вынужденным поменять свою сферу деятельности, "найти себя в этом новом направлении". Ожидается, что Минобрнауки в ближайшее время внесет этот законопроект в правительство и представит все необходимые документы. При этом еще остается урегулировать некоторые разногласия с Минфином (скептики считают, что это-то и есть самая главная проблема).
Этот законопроект, естественно, уже поддержан Российским союзом ректоров и академическим сообществом. В создании таких малых предприятий смогут участвовать, конечно же, только вузы, которые занимаются научной деятельностью. По оценкам Андрея Фурсенко, среди высших учебных заведений научной деятельностью занимаются менее трети. Так что разбогатеют только лучшие и продвинутые в инновациях вузы.
Год ЕГЭ Итак, с 2009-го года по закону сдавать Единый госэкзамен обязаны все российские выпускники. Что это значит? Сначала нужно будет получить допуск к ЕГЭ. Школа обязана подвести итоги учебы выпускника по всем предметам, которые преподавались в 10-11-м классах, и вывести среднюю оценку. При этом школам рекомендуется провести сочинение и контрольные работы по основным предметам. То, какими должны быть условия допуска к аттестации (сочинение, изложение или собеседование) решает субъект федерации. В аттестат выставляется оценка по пятибалльной шкале. И если нет двоек, ученик допущен к ЕГЭ.
Обязательных предметов в форме ЕГЭ два – русский язык и математика. Остальные можно сдавать по желанию выпускника: в зависимости от того, какие предметы ему нужны для выбранного вуза.
Результаты Единого экзамена будет выводиться по 100-балльной шкале. Уже после проведения экзамена Рособрнадзор установит, сколько "стоит" "тройка", а сколько – все остальные отметки. И если человек набрал необходимые минимальные баллы для "тройки", значит, он успешно сдал экзамен. В случае если по одному из двух ЕГЭ выпускник получит "2" (например, наберет 20 баллов), он сможет пересдать этот предмет. А если он окажется двоечником и по "русскому", и по "математике", то останется без аттестата зрелости.
Вот тут-то и начнутся проблемы. Дело в том, что в прошлом году, если бы не действовало правило "плюс один балл" (то есть, "двоек" не ставили), каждый пятый выпускник в Москве получил "2" по математике. А ведь Москва – один из самых успешных регионов по сдаче ЕГЭ.
В целом же по стране "двойки" по математике получили 23,5% выпускников, (это – 15% детей, или примерно 120 тысяч человек), а по русскому языку – 11,2%.
Что это значит?
Такие ребята не смогут поступить ни в вуз, ни в техникум. Получается, что в отношении них будет нарушена Конституция (у нас – обязательное полное среднее образование). Вот тут-то и могут начаться многотысячные митинги возмущенных родителей, массовые судебные иски и прочие "проблемы", не столь необходимые в тяжелые годы кризиса.
В результате давления общественности, выпускники колледжей и техникумов, а также иностранцы смогут поступать в вуз без сдачи ЕГЭ. Это правило распространится и на тех, кто хочет получить второе высшее образование.
До этого Совет ректоров России добился принятия другого правила: без сдачи ЕГЭ в вузы могут зачисляться и победители олимпиад, которых сегодня насчитывается более сотни. Это и хорошо, и плохо: не все талантливые ребята стали победителями тех или иных олимиад, или вообще приняли в них участие. А бюджетные места в лучших университетах страны теперь оккупированы практически только ими.
Кстати, 24 вуза (не целиком вузы, а некоторые их отделения) получили право проводить свои дополнительные испытания. Это творческие вузы и те элитные учебные заведения (типа МГИМО, МГУ, ГУ ВШЭ…), куда закидывают свои результаты ЕГЭ максимальное число тех, кто набрал от 96 до 100 баллов. Они и в предыдущие годы пытались оградить себя от ЕГЭ, устанавливая невероятно высокий проходной балл (например, принимать к себе в вуз, начиная с 96 баллов).
Наконец, в наступающем году отменяются льготы для медалистов. Это особенно обидно для тех, кто два года бился за медаль, а теперь она станет простым круглым значком.
Рост зарплат, страх увольнения С 1 января 2009 года в системе оплаты бюджетников произойдет революция: существовавшая со времен СССР единая тарифная сетка уйдет в прошлое. В идеале новая система должна помочь избежать уравниловки, поощрять ценных сотрудников на дальнейшие трудовые успехи. У каждого будет базовая часть зарплаты, а к ней прибавятся компенсационные и стимулирующие надбавки, на которые, как предполагается, будет использоваться до 30 процентов фонда оплаты труда.
Если исходить из опыта пилотных проектов, которые активно реализуются в ряде российских регионов, базовая часть зарплаты учителя будет зависеть от количества проведенных уроков. А стимулирующая – от качества преподавания.
Самая большая проблема заключается в определении этого качества. Оно, в частности, зависит и от того, сколько победителей конкурсов и олимпиад подготовил учитель, какие результаты по ЕГЭ показывают его ученики, как оценивают работу преподавателя родители, что скажет попечительский совет школы.
Понятно, что очень многое будет зависеть от того, какие отношения складываются между директором школы и учителем, насколько ублажит "качественными" отметками учитель родителя, и, наконец, сможет ли учитель помочь своему родному выпускнику ответить на тесты ЕГЭ.
Но и это не самое главное. Главное – источник денежных средств. Финансирование школ в разных регионах различается в разы. Нормативно-подушевое финансирование предполагает, что за каждым ребенком в школу приходит определенная сумма, причем в каждом регионе – сумма своя. В итоге, в одном из центральных сибирских городов базовая зарплата педагога – 3,8 тысяч рублей (у начинающего – почти вдвое меньше). Даже со стимулирующими надбавками зарплата учителя в такой школе – не больше пяти тысяч.
Чиновники предполагают, что повышение зарплаты учителя будет зависеть от того, насколько минимизированы неэффективные траты. Самое "смешное", что школам теперь невыгодно иметь учителей с учеными степенями, почетными званиями и т.д., так как выплаты им поглощают большую часть стимулирующего фонда.
"Минимизация неэффективных трат" достигается еще одним способом – сокращают пенсионеров, психологов, руководителей кружков и спортивных секций. А еще – неугодных учителей.
Таким образом, отныне директора получили удобнейшую возможность увольнять неугодных. Часто подобными неугодными оказываются талантливые учителя, которые имеют "наглость" не всегда соглашаться с директором.
Стандарты не готовы Как известно, в ноябре 2008 года Президент сказал о том, что работа над образовательными стандартами нового поколения затянулась. Что ее нужно завершать.
Действительно, работа продолжается уже 4 года. Конкурс по их разработке выиграла Российская академия образования.
На только что закончившемся Общем собрании РАН, в ряду других тем возникла и тема Образовательных стандартов второго поколения (именно эти стандарты призваны изменить нашу школу, сделать ее современной, соответствующей требованиям времени).
На Собрании впервые публично были представлены материалы серии "Стандарты второго поколения", изданные издательством "Просвещение" тиражом 5 тысяч экземпляров.
В этой серии есть брошюра под названием "Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования". Эта книжечка вызвала недоумение у присутствовавших на Собрании. Так, член-корреспондент РАО, математик Александр Абрамов фактически объяснил коллегам, почему стандарты до сих пор не созданы, а также, какие чудовищные ошибки заложены в проекте:
"Я был среди разработчиков этого документа. Но год назад совершенно сознательно ушел из проекта, так как пришел к выводу, что система ежегодных конкурсов по отбору разработчиков стандартов, абсолютно порочна. На практике это означает, что львиная доля времени уходит на подготовку технического задания и проведение псевдоконкурса, с заранее известными "победителями". А на собственно разработку остается всего полтора-два месяца в году".
Это продолжается уже 4 года. Результаты плачевны. Так, в опубликованный Проект "фундаментального ядра" включен раздел "Вероятность и статистика" (с. 29), который разработчики (руководитель – председатель Комиссии РАН по математическому образованию академик Виктор Васильев) относили к необязательному материалу.
Странным образом, в условиях, когда 23,5% выпускников школы получают "2" по результатам ЕГЭ по математике (что, в частности говорит о явной перегрузке и излишней усложненности курса), помимо "теории вероятностей", в Проект добавлен дивный раздел, отсутствующий во всех школах мира: математическая теория информации и модели информатики. Видимо, кто-то из разработчиков просто сошел с ума. Вот несколько строк из этого раздела: "сжатие информации, вычислимые функции, формализация понятия вычислимой функции, полнота формализации. Сложность вычисления и сложность информационного объема. Несуществование алгоритмов, проблема перебора"…
Далеко не всякий специалист в математической логике способен объяснить, что здесь имеется в виду.
Раздел "фундаментального ядра", посвященный математике, – замечательный памятник сложившейся системе работы над документами, чрезвычайно важными для отечественной школы.
P.S. Все вышесказанное сильно осложняет положение министра образования Андрея Фурсенко, обещавшего, что переход на новые стандарты для средней школы произойдет уже 1 сентября 2009-го года. Впрочем, происходить это должно постепенно: все начнется с начальной школы. А там, кажется, нет "теории вероятностей".
Наталья Иванова-Гладильщикова
Комментарии