Безопасность России. Ключевое слово – спецслужбы
На модерации
Отложенный
России могут меняться режимы, руководители, экономические системы. Но одно остается неизменным при всех изменениях - менталитет, построенный на поддержании могущества карательной составляющей государства в лице структур госбезопасности и спецслужб. А, уж, потом, идет народ.
Под руководством секретаря Совбеза Николая Патрушева подготовлен проект "Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года". Документ, оказавшийся в распоряжении "Коммерсантъ", подлежит утверждению президентом Медведевым.
Текст стратегии одобрен в ходе совещаний во всех семи федеральных округах, а 18 декабря на совместном заседании президиума Академии наук и аппарата Совбеза.
Планируется, что 20 февраля 2009 года стратегию утвердят на расширенном заседании Совета безопасности с участием президента РФ.
Интересы России, заявил Медведев по телевидению 24 декабря, должны обеспечиваться всеми доступными средствами. Это - его глубокое убеждение. Прежде всего, международно-правовыми средствами, в рамках международных институтов, таких как Организация Объединенных Наций, региональные структуры, в которых Россия принимает участие. Но в необходимых случаях - и за счет силовой компоненты.
Каковы же основные положения концепции?
Угрозами военной безопасности провозглашается политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на получение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, формировании глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации космоса.
Хотя США прямо не называются, ясно, что речь идет именно о них.
Определяющим фактором в отношениях с НАТО останутся неприемлемые для России планы продвижения военной инфраструктуры альянса к российским границам и попытки придания ему глобальных функций, идущие вразрез с нормами международного права.
Для защиты своих национальных интересов Россия будет проводить прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе новую гонку вооружений. Вместе с тем, провозглашается необходимость
предпринять все усилия по поддержанию паритета с США в области стратегических наступательных вооружений в условиях развертывания США глобальной системы ПРО и реализации концепции глобального удара.
Впрочем, несмотря на установку на военное соперничество с Вашингтоном, продолжает "Коммерсантъ", авторы учли возможные перспективы потепления российско-американских отношений, связанные со вступлением в должность нового президента США Барака Обамы. В стратегии указывается, что Россия будет стремиться к "выстраиванию равноправного стратегического партнерства с США на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом".
Касаясь сценариев развития ситуации в мире, авторы стратегии полагают, что в долгосрочной перспективе обострится конкуренция за контроль над энергетическими ресурсами: Внимание международной политики будет сосредоточено на обладании доступом к источникам энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии.
Они не исключают решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ РФ и границ ее союзников, возрастет риск увеличения числа государств-обладателей ядерного оружия. Нарушится региональный баланс сил из-за распространения элементов стратегической ПРО в Европе и отказа ряда государств от ранее заключенных соглашений в области контроля над вооружениями или обхода их положений.
По их мнению, негативное воздействие на международную обстановку будут также оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.
В борьбе за многополярный мир Россия рассчитывает на поддержку своих союзников на постсоветском пространстве и партнеров в дальнем зарубежье.
Планируется активизация в таких политических форматах, как "группа восьми", "группа двадцати", РИК (Россия, Индия, Китай) и БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
При этом важнейшим направлением внешней политики названы отношения со странами-членами СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.
Последняя в ряду организация, военную составляющую которой было решено усиливать на сентябрьском саммите в Москве, рассматривается в качестве "главного инструмента, призванного противостоять вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера".
Внутри страны до 2020 года военные должны получить "достаточный объем финансовых, материальных и иных ресурсов", чтобы перейти к новому облику армии с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет наращивания количества частей постоянной готовности и совершенствования оперативной и боевой подготовки.
Для укрепления внешней и внутренней безопасности планируется сформировать "высокопрофессиональное сообщество спецслужб РФ" и "развивать общенациональную систему противодействия международному терроризму, экстремизму, национализму, этническому сепаратизму".
С этой целью, как следует из документа, нужно укреплять социальные гарантии сотрудникам органов госбезопасности, правоохранительных органов и спецслужб, обеспечить их перспективным вооружением, спецсредствами и техникой.
Впрочем, на этот счет будет подготовлена отдельная концепция развития органов госбезопасности, подчеркивает издание, добавляя, что помимо армии и спецслужб в Совбезе РФ также подумали и о российских гражданах.
Так, стоят задачи повысить качество жизни, уровень образования и здоровье нации.
Авторы ставят перед страной амбициозную цель войти в среднесрочной перспективе в пятерку мировых лидеров по объему ВВП.
Главной угрозой экономической безопасности названа экспортно-сырьевая модель развития экономики, "особенно уязвимая в условиях ее доступности для иностранного капитала и подверженности коррупционным схемам".
Комментируя стратегию, директор Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг, принимавший участие в ее разработке, подчеркнул, что самая большая угроза - это уязвимость экономической модели. Россия столкнулась с тем, что любые ветерки на финансовых рынках вызывают у нас катастрофы: "А когда случается финансовый кризис, то нам и вовсе хуже всех".
Российская экономика не диверсифицирована, а поэтому уязвима, сказал он далее.
Особенно тревожно, что деградации подвержено машиностроение - технологическая основа экономики.
"Мы стоим перед дилеммой, - считает эксперт, - или смириться с окончательной утратой нашей страной диверсифицированной экономики и стать технологическим захолустьем, или все же осуществить структурный переворот, задействовав остатки научно-технического потенциала". Стратегия, с его точки зрения, указывает пути преодоления тенденции примитивизации структуры экономики. Нужно обновлять инфраструктуру, и это особенно важно в условиях кризиса. Нужно спасать машиностроение, чтобы сохранить технологическую базу для экономики.
Эксперт "Коммерсанта" Дмитрий Бутрин полагает, что нынешний вариант концепции вряд ли вызовет дискуссии у экономистов. С одной стороны, говорит он, экономически документ абсолютно бесспорен: Вряд ли кто-либо в здравом уме будет отрицать корреляцию цен на Urals и состояния российской бюджетной системы - достаточно полугодового обвала цен на нефть, и при всем профиците бюджета, первоклассных резервах Центробанка и огромных суверенных фондах Белый дом уже идет на скрытый секвестр на 6-7% бюджетных расходов на 2009 год.
Никто не будет сомневаться и в необходимости отраслевой диверсификации экономики.
Можно даже дополнить список угроз в концепции такими бесспорными факторами, как наличие прибылей у российских компаний: ожидаемое сокращение в IV квартале 2008 года сальдо балансовой прибыли и убытков - едва ли не больший вызов национальной безопасности, чем прямая военная угроза.
Однако систематизации "экономических" и "неэкономических" угроз аналитиками Совета безопасности в целом в концепции не проведено - вернее, это сделано ровно так же, как это делается в правительстве РФ, убежден эксперт.
Концепция не противоречит основным стратегическим документам Белого дома - от бюджетной стратегии Минфина до "плана-2020" Минэкономики, она, в общем, мало чему противоречит вообще.
И именно это снижает ее ценность для экономистов до стоимости бумаги, на которой она напечатана,- другого взгляда на национальные проблемы в ней просто нет.
Тем временем именно сейчас финансовый кризис мог бы вызвать при разработке концепции довольно острую полемику по множеству вопросов, продолжает он.
Например: экономики Китая и Японии в настоящее время находятся в сравнительно лучшем состоянии, нежели США и ЕС, аналитики инвестбанков ожидают в 2010-2012 годах усиления роли японских и китайских компаний на рынке слияний и поглощений.
Отразится ли это на состоянии территориального спора РФ и Японии за Курилы?
Другой пример: быстрое сокращение импорта создает угрозу дефицита ряда лекарственных средств на рынке РФ в 2009 году.
Отразится ли этот аспект кризиса на демографических показателях и когда?
Есть ли необходимость срочно открывать зеленый свет производителям дженериков из Индии и Китая на рынке РФ?
Увы, до таких вопросов концепция не снисходит: для этого она слишком банальна и неоспорима, резюмирует Бутрин.
Комментарии
Основная угроза безопасности РФ находится внутри ее - это коррупция. С ней собираются сражаться с помощью действующих и вновь принятых законов, проводниками которых являются сами люди, подверженные естественным слабостям. Это сразу ставит под сомнение успешность противодействия коррупции. Поэтому лучше эту борьбу на этом основании не начинать.
Для реального успеха в борьбе с коррупцией нужно создание государственной автоматической системы контроля обращения наличных денежных средств, выводящей из обращения нелегальные доходы в наличных денежных средствах. Технически к этому можно было приступить года 3 назад. Очень трудно представить, что сверху поступит команда на ее создание. Кто же будет пилить сук на котором сидит?