За 10 лет Россия превратилась в наркотическую державу

На модерации Отложенный

С начала 90-х годов уровень потребления наркотиков в России вырос почти в 10 раз. Такие данные привел недавно глава ФСКН Виктор Иванов. Госнаркоконтроль утверждает, что в этом виноваты алчные торговцы опием из Афганистана, а также дырявые государственные границы. Обыватели убеждены, что винить стоит провокационные фильмы, книги и плохо сделанную социальную рекламу. Соответствуют ли такие утверждения действительности и какие факторы на самом деле приводят к разгулу наркомании, разбирался «Частный корреспондент».

Как пионерские костры, горят стога из опиумного мака и марихуаны, тоннами сжигается в «наркокрематориях» героин и синтетические наркотики. В России запрещенные вещества наркополицейские уничтожают тысячами тонн, а продавцы дурмана заполняют тюремные камеры. Однако достать наркотик всё так же легко, как и 15 лет назад, а количество наркозависимых и употребляющих наркотики за последние годы заметно не уменьшается. Напротив, по данным, приведенным директором Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктором Ивановым, с 90-х годов жертв гашиша и героина стало в 10 раз больше. По международным данным, РФ входит в лидирующую тройку государств по употреблению героина. Вот только радоваться призовому месту как-то не хочется.

Афганский груз


Почему же употребляющих наркотики у нас в 8 раз больше, чем в Евросоюзе, в некоторых странах которого, казалось бы, разрешено всё? Чем обусловлен такой быстрый рост зависимых от зелья? По мнению члена правления Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Владимира Шашкова, резкий рост злоупотребления наркотиками начинается с середины 80-х годов.

«Это период боевых действий ограниченного контингента советских войск в Афганистане, — рассказывает г-н Шашков. — С одной стороны, экстремальные условия, с другой — широкое распространение незаконно производимых наркотиков. Естественно, это способствовало приобщению находившихся там солдат к опасному зелью. А когда афганцы вернулись на родину, они быстро разнесли заразу среди сверстников».

Руководство ФСКН также склонно винить данное государство в наркотизации России. «На долю этой центральноазиатской страны приходится производство почти 93% всех опиатов в мире, — приводит данные Виктор Иванов. — Согласно экспертным заключениям, сегодня из Афганистана в Россию контрабандно ввозится и потребляется гражданами нашей страны не менее 12 тонн чистого героина в год».

К сожалению, это не единственный канал поставки наркотиков. С начала 90-х годов многие границы стали охраняться намного небрежнее. А несовершенное законодательство, позволяющее ввозить в страну сельхозпродукцию без документов, окончательно развязало наркоторговцам руки. Опиаты везут через Таджикистан и Туркменистан. «Синтетика» попадает в Россию из Финляндии и Польши — через Калининградскую область. В последние годы стал набирать популярность дешевый синтетический наркотик родом из Китая.

Секс, рейв и «кислота»


Но это только один аспект проблемы. В начале 90-х годов до России из зарубежья докатилась волна клубной культуры и электронной музыки. Вместе со всеми ее атрибутами: одеждой безумных фасонов и расцветок, обувью на платформе, многотысячными рейв-фестивалями и, конечно же, допингом, преимущественно синтетического характера. Рейв без экстези — деньги на ветер, рассуждала молодежь и начала пробовать и экспериментировать. А вот успешно переболеть «колесами» и «марками» удалось далеко не всем. Рост благосостояния привел к популярности кокаина: он стал элементом «дольче вита» наряду с дорогущим шампанским и икрой.

В конце 90-х наркополицейские наконец-то обратили внимание на клубную культуру и бизнес, который она прикрывает.

Начались облавы на торговцев «химией» на дискотеках. Местные власти изгнали популярный фестиваль электронной музыки «Казантип» с насиженного места в Крыму и даже грозились закрыть его насовсем: гости фестивали не стеснялись злоупотреблять нелегальными веществами в открытую.

Впрочем, эти меры не особо помогли. На конец октября 2008 года сотрудники ФСКН изъяли более 100 килограммов синтетических наркотиков. Только в Москве 20 крупных клубов оказались в черном списке наркополицейских. Однако, пока владелец развлекательного заведения не несет хотя бы административной ответственности за наркоторговлю в его клубе, победить драгдилеров не получится.

Книжка на ночь

Свою лепту внесли и молодежные фильмы с книгами, своеобразно рассказывающие о вреде наркотиков с помощью красочного описания «кислотных трипов». «В 2002 году моя знакомая предложила попробовать «что-то тяжеленькое», — рассказывает дизайнер Дмитрий Резин. — Хотя я рос в благополучной семье, ее уговоры, а также впечатления от «Реквиема по мечте» и книг Ирвина Уэлша сработали. Ежегодные лекции родителей о том, что «колоться — плохо», не помогли. К счастью, в те годы героин в моем родном городе был настолько популярен, что сметался с лавок драгдилеров, как колбаса во времена дефицита. Так мне и не удалось стать героинщиком, о чем, кстати, не жалею».

Впрочем, запрещать провокационные книги и фильмы, как показала практика, — не выход. Уничтожение в 2004 году книг «Культура времен Апокалипсиса» Адама Парфрея и «Клубная культура» Фила Джексона по причине «пропаганды наркотиков» вызвало закономерную реакцию — повышенный интерес общественности к запретному плоду. Книги сейчас легко можно отыскать в интернете. Откровенно неуклюжая социальная реклама лишь подстегивает желание человека узнать о наркотиках побольше.

Дежурная аптека

Еще одна причина выросшего числа наркоманов — ставшие доступными так называемые прекурсоры, то есть вещества, используемые для производства наркотиков, и лекарства, дающие наркотический эффект. Точнее, вещества были доступными и раньше, просто мало кто употреблял их не по назначению. Теперь же около 30% россиян, состоящих на наркологическом учете, употребляют кодеинсодержащие таблетки и микстуры как замену наркотикам.

«Восемь лет назад мой друг уговорил меня «словить кайф», и мы уговорили аптекаршу отпустить нам снотворного без рецепта, — рассказывает охранник Алексей Белов. — Ощущения, мягко говоря, были необычными. К концу дня я наконец-то испытал кайф: воздействие психотропных веществ заканчивалось и я был счастлив, что возвращаюсь в свое естественное состояние. После этого опыта желание стать наркоманом у меня пропало на всю жизнь, хотя общаться с этим товарищем я продолжал. Через несколько лет он умер от передозировки».

Борьба с употреблением «безобидных» таблеток, например ужесточение правил выдачи лекарств в аптеках, к видимому успеху не привела. Таблетки стали воровать у престарелых родственников, а рецепты на них — просто покупать.

В целом же и с законодательной, и с медико-профилактической точки зрения борьба с наркоманией в стране ведется неэффективно.

Впрочем, при всем уважении к ФСКН приведенные цифры нельзя слепо принимать на веру. Чиновники любят манипулировать статистикой, а у наркополицейских прямой резон завышать число наркоманов. Ведь если есть зависимые — есть и проблема. А если наркоманов в стране не будет, глядишь, и комитет расформируют. Впрочем, это только предположение, которому мы бы очень хотели верить.