Зачем западные спецслужбы дискредитируют власти Таджикистана?

На модерации Отложенный

"Коррупция похожа на чахотку, которую вначале трудно распознать, но легче лечить, а если она запущена, то хотя ее легко распознать, но излечить трудно". 

Никколо Макиавелли

К огромному огорчению президента Таджикистана, в последнее время происходит информационный «выброс» компрометирующих Э.Рахмона материалов по фактам коррупции и махинации. Они окончательно подрывают реноме таджикского режима в глазах мировой общественности, тогда как в самом Таджикистане от его авторитета давно не осталось и следа. 

Опасность создавшейся ситуации для Э.Рахмона очевидна. К примеру, президент Казахстана Н.Назарбаев уже на протяжении долгого времени находится на «крючке» США, и никакие политические, экономические и геостратегические уступки Вашингтону со стороны Астаны не помогли смыть с лидера РК всю вылившуюся на него грязь. Более того, над главой РК по-прежнему нависает угроза его полного разоблачения. 

Вот уже несколько лет продолжается «Казахгейт» - судебное разбирательство в США по делу американца Дж.Гиффена, бывшего советника Назарбаева по энергетическим вопросам. Он обвиняется в передаче взяток в размере 78 млн. долл. высокопоставленным казахстанским чиновникам за льготное приобретение прав на добычу углеводородов в Казахстане. Теперь каждая попытка главы Ак-Орды проводить самостоятельную политику, не отвечающую требованиям и интересам Вашингтона, оборачивается тем, что в США «неожиданно» вскрываются «новые разоблачающиеся факты», и Министерство юстиции США вновь поднимает дело «Казахгейт». 

Такая же «радужная» перспектива уготована и главе Таджикистана. По крайней мере, ясно, что западные спецслужбы еще более закрепят свои уже достигнутые успехи в деле установления спецопеки над Э.Рахмоном. Так, в последнее время в СМИ часто «сливаются», так сказать, на «общественный суд» материалы о многочисленных фактах коррупции, хищения и присвоения крупных финансовых средств с Таджикского алюминиевого завода («ТадАЗ»), осуществляемых Э.Рахмоном и близкими ему людьми. 

Достоверные сведения о коррупции и схемах мошенничества, к которому причастен президент Таджикистана, были получены из показаний на слушаниях в Верховном суде Лондона и зафиксированы в постановлениях нескольких английских судей. Вот уже длительное время проходят судебные тяжбы между Таджикской алюминиевой компанией («Талко», бывшая «ТадАЗ»), российским «Русалом», компанией «Ansol Ltd», возглавляемой таджикским бизнесменом А.Назаровым, бывшим директором «ТадАЗ» А.Эрматовым и другими причастными фирмами. 

В ходе судебных разбирательств, проходящих в Осло и Лондоне, выясняются хитроумные комбинации мошенничества, отмывания и присвоения валютных средств. Их «гениальными авторами» являются «деловой и предприимчивый» Э.Рахмон и его сподвижники по алюминиевому бизнесу. 

Надо отметить, что «Талко» – крупнейший производитель первичного алюминия в Центральной Азии – находится под непосредственным надзором и контролем президента Таджикистана. Конечно же, руководство компанией осуществляется близкими Э.Рахмону лицами. Одновременно, через своих дочерей, их мужей, и других многочисленных родственников, Э.Рахмон контролирует почти все промышленные предприятия РТ, Национальный банк, Министерство финансов и крупнейшие коммерческие банки страны. Можно с уверенностью констатировать, что, благодаря усилиям президента Таджикистана, разница между ценой, по которой продукция «Талко» продается за пределами РТ, и стоимостью произведенной продукции внутри страны стала источником личного обогащения семьи Э.Рахмона. Руководством Таджикистана и «Талко» активно используются мошеннические схемы, при которых посредники и покупатели таджикского алюминия получают намного больше прибыли, чем непосредственно производители. Сам алюминиевый завод при этом «умудряется» еще быть крупнейшим в стране должником за электроэнергию и газ. 

В документах английских судов подчеркивается, что национальные богатства «Талко» принадлежат лично Э.Рахмону.

Он не только накапливает огромное личное состояние, но и обязывает зарубежных поставщиков и переработчиков платить ему определенный процент от стоимости металлов на международных рынках. 

Согласно данным Национального банка Таджикистана, в 2006 г. вес первичного алюминия, экспортированного из РТ, составил 408,8 тыс. тонн на общую сумму 1,050 млрд. долл. США. Это говорит о том, что каждая тонна алюминия продавалась по 2568 долл. Однако, согласно докладу МВФ, «Талко» продавала тонну алюминия всего лишь за 410 долл. и за весь объем получила 168 млн. долл. США. По официальным данным, в бюджеты всех уровней республики от «ТадАЗ» в 2006 г. поступило более 155,9 млн. сомони (47,3 млн. долл). 

Как полагают следователи в Осло и Лондоне, разница в 882 млн. долл. между поступлениями «Талко» и обнародованной МВФ суммой оказалась на счетах оффшорных компаний Э.Рахмона. В этой связи, английские следователи упоминали о компании Э.Рахмона «CDH Investments», расположенной на британских Вирджинских островах. Даже если вычесть стоимость сырья для производства металла, затраты на транспортировку, как считают специалисты по реализации алюминия, остается огромная прибыль за год – почти 500 млн. долл. США. 

Интересно, куда же ушли эти огромные валютные средства, которые пришлись бы так кстати для спасения народа Таджикистана, оказавшегося зха чертой нищеты? Скорее всего, деньги «откатом» ушли в ту же компанию «CDH Investments», откуда, пройдя процесс «отмывания», они поступают на личные счета Э.Рахмона и членов его семьи. По итогам 2007 г., объем производства алюминия в республике составил 420,8 тыс. тонн. Если учесть, что цены на Лондонской бирже металлов (LME) на 15 января с.г. составляли 2460.50 долл. США за тонну, то реализуемый алюминий превысит планку 1 млрд. долл. США. По ожидаемым результатам 2007 г., «Талко» вносит в бюджеты всех уровней республики всего 180 млн. сомони (51,966 млн. долл.). 

Как представляется, в наступившем году вновь будет действовать отработанная схема перевода денег за реализацию таджикского алюминия на счета Э.Рахмона. Член Королевского отдела коллегии Верховного суда судья Моррисон в определении суда от 18 мая 2006г. отметил, что «ТадАЗ» является не жертвой мошенничества, а представляет тех, кто это преступление совершил. Компания «Талко»/«ТадАЗ» была вовлечена в преднамеренные попытки ввести в заблуждение Арбитражный суд и совершила действия, которые в его определении являются серьезными преступлениями». Кстати, сумма судебных издержек достигла нескольких миллионов фунтов стерлингов. Помимо этого суд обязал «Талко» возместить ущерб в размере 150 млн. долл. США. 

Несколько судей Международного арбитражного суда в Лондоне пришли к единому мнению о том, что «Талко» является коррумпированной организацией, подделывающей документы, занимающейся мошенничеством и прочими незаконными деяниями. Эти определения взяты из судебных решений, открытых для широкой публики. В итоге, неблаговидные дела президента Таджикистана и его партнеров по алюминиевому бизнесу позволяют ФБР США и ЕС (руками Интерпола) инкриминировать Э.Рахмону «Таджикгейт» за систематическое хищение и незаконное отмывание средств в особо крупных размерах с «ТадАЗ». 

Вот лишь краткий перечень «славных дел» Э.Рахмона, по которым США и ЕС при удобном случае могут предъявить ему обвинения: 

- взяточничество и «прихватизация под себя и для семьи»; 

- хищение и присвоение поступающей с реализации алюминия иностранной валюты; 

- отмывание денег; - государственный рэкет и добыча денег с использованием служебного положения; 

- выколачивание денег из международных финансовых институтов в корыстных целях и др.

Марат Хайрулин