В нашей стране люди верят только Путину
На модерации
Отложенный
Задать вопрос – от важного до пустякового – и поверить в ответ россияне по-прежнему могут только одному человеку. И при всей лестности такого доверия для Владимира Путина, оно означает тщетность его многолетних усилий по построению эффективной вертикали власти.
Очередной сеанс душеспасительных бесед главного человека в России со своим народом – как всегда, в рабочее время, как обычно, тщательно организованный, по сути, ничем не отличается от телерадиосеансов общения с нацией в годы, когда Путин занимал должность президента. Авторы формата отказались, правда, от некоторых излишеств – трансляцию ограничили каналами ВГТРК. Но это мелочи. А такперемещение Путина в кресло премьера и главы правящей партии ни в чем не повлияло на его эфирный образ.
Неслучайно во время трансляции многие блогеры синхронно стали задаваться вопросом: смотрит ли у себя «в Индиях» телевизор Дмитрий Медведев?
Между тем, именно сейчас обстоятельства диктуют необходимость внушить населению доверие ко всей системе власти, которую за эти годы выстроил Путин. Даже отвлекаясь от того, насколько она хороша, справедлива, эффективна или, тем более, демократична. Определенный уровень сплоченности вокруг власти весьма полезен именно в такие времена, угрожающие всплеском социальной напряженности и розни. Собственно, много раз уже использовавшийся формат ответов высшего руководства на все возможные вопросы аудитории – от того, когда пойдет снег, и до того, как спасти свои сбережения – и призван такую сплоченность обеспечить. Проблема только в том, что приспособлен он ровно под одну – незаменимую – персону. Вне зависимости от занимаемого ей положения.
Владимир Путин много, подробно и уверенно объяснял сложность обстановки и разъяснял планы правительства на кризисный период. Некоторая доля популизма тут, наверное, неизбежна, а, может быть, кое-где и уместна, хотя придерживаться гомеопатических доз в общем получается далеко не всегда. Мелкие неточности (вроде прозвучавшей из его уст оценки стоимости квадратного метра жилья в Москве в 44 тысячи рублей) вряд ли были замечены аудиторией.
Но даже когда премьер, рассказывая о намерениях властей, использовал местоимение «мы» (а делал он это непрерывно), это, скорее, звучало как «мы, Владимир Путин», а не «мы в правительстве».
Речь идет не о том, что именно так дело обстоит в действительности. Известно, что борьба группировок в руководстве страны продолжается. Нет единодушия и по практическим вопросам внутренней политики. Владимир Путин не только признает это вслух (отсутствие единодушия, разумеется, а не наличие противоборствующих групп), но и справедливо называет правильным. Все так, но «цветущая сложность» политического устройства абсолютно не воспринимается в том формате, который избран для общения «лидера нации» и собственно нации.
Вот, как можно подозревать, довольно типичное для сторонника Путина мнение, высказанное в интернете зрителем из Воронежа: «Сегодня смотрел эту программу и еще раз понимаю, что она необходима. Потому что Путин хотя бы объясняет проводимые реформы и на корню пресекает распространение слухов... Конечно, все эти прямые эфиры дело хорошее, но плохо, что в нашей стране люди доверяют только одному человеку и считают, что только Путин может решить все их проблемы».
С таким трудом Путин строил целую систему под названием вертикаль власти, и в самый ответственный момент выясняется, что в этой вертикали народ доверяет только самой верхушке – это представляется весьма обидным итогом многолетних усилий.
С одной стороны, раз уж Путин тем или иным способом отвоевал себе место в сердцах россиян, то хоть в дворники теперь запишись, а эфир на канале «Россия» провести изволь. Тем более в трудный для всей страны час. С другой – все это консервирует зацикленность масс на одном человеке. Ну, ладно, пока это любовь, с этим можно справиться. А если она пройдет? Страшно представить себе трехчасовое телешоу перед недоверчивым и недоброжелательным залом. А других шоуменов-то и нет…
Комментарии
Даже когда он оркестром дирижировал.
А потом начинают пинать дохлых львов.
и они изо всех сил не доверяли Путину?