Российская национальная идея - \"развести лоха\"

На модерации Отложенный

В качестве комментария к событиям, описанным в «Независимой газете» о превращении столичных вузов в территорию межнациональных конфликтов.

Я готова любить всех - но не в одностороннем порядке. Сделайте Чечню дружелюбным для меня местом, где будут соблюдать мои культурные особенности. Где летом можно ходить с голым пупком, в короткой юбке, в ресторанах, когда необходимо, постное меню, и в центре Грозного - православный храм. Сделайте - и я готова быть толерантной.

Когда мой папа строил гараж, рядом с ним строил гараж сосед. Соседу всегда не хватало денег на еду и сигареты. Папа жалел соседа, и поэтому заодно с едой и сигаретами подбрасывал соседу кирпичи, цемент и другие стройматериалы. Понятно, что в итоге папа потратил денег не на один, а на два гаража. Через несколько месяцев после окончания стройки сосед поставил в гараж новенькую иномарку - папа загнал под крышу наш «Запорожец». Потом в гараже появился холодильник и телевизор - «купил новую квартиру, заодно решил поменять и бытовую технику» - объяснил сосед. Еще потом дочь соседа поступила на платное отделение в вуз, жена купила новую шубу, семья отметила Новый Год на Канарах...

Злые и циничные люди скажут, что папа лох, который дал себя развести. Что надо уметь разбираться в ситуации и «зреть в корень». Православные отметят его любовь к ближнему. А европейцы обрадуются и назовут западно-ориентированным ( читайте, продвинутым и правильным) демократом: слабость - желание взвалить решение чужих (непонятно кем избранных народов) проблем на себя - никогда не была настолько популярна в Европе, как сегодня.

Иногда мне кажется, что слово «толерантность» придумали греки. Ибо по сути данная прекрасная штука напоминает Троянского коня, позволяя наносить удар вероломно. Толерантность - официальная возможность не соблюдать правила игры тем, кому выгодно быть слабым. Толерантность превращает сильного в осла, который должен тащить на себе упитанного малого даже не из чувства любви к ближнему, а из-за того, что он сильный. Сильный, значит, должен «слабому».

Считается, что правила выживания заставляют «слабого» быть сильным, хитрым и коварным. Почему бы тогда этому сильному, хитрому и коварному не пойти зарабатывать на жизнь тем же путем, что и другие? Но зачем напрягаться, если есть толерантность? Зачем напрягаться, если странные русские люди (не говоря уже о европейцах) готовы уважать «культурные особенности» слабых, забывая указывать на необходимость уважать собственные культурные особенности - то ли по доброте душевной, то ли в припадке увлеченностью европейскими ценностями.

Но больше всего раздражает, что среди культурных особенностей, обязательных для уважения, числятся особенности представителей только определенных народов. Никто не заставляет уважать особенности зулусов или, скажем, марокканцев - ибо они не требуют себя уважать. «Слабый», который под защитой толерантности заставлять себя уважать - это вообще интересный слабый. Я бы сказала, это как минимум наглый слабый, оборзевший слабый, который в моей стране говорит мне, что я должна делать. И - что противно - мое родное правительство заставляет меня поверить в байку о необходимости братского отношения ко всем населяющим многонациональную Россию народам.

Я готова любить всех - но не в одностороннем порядке.

Сделайте Чечню дружелюбным для меня местом, где будут соблюдать мои культурные особенности. Где летом можно ходить с голым пупком, в короткой юбке, в ресторанах, когда необходимо, постное меню, и в центре Грозного - православный храм. Сделайте - и я готова быть толерантной. Со всеми. Пока же я чувствую, как меня окружают папины соседи. Для которых «развести лоха» превратилось в вариант национальной идеи. А что, прикольно получить бонусы в обмен на миф о собственной слабости, в котором сильные нуждаются чуть ли не больше, чем сами мифотворцы.

Еще пример. Сегодня друг пришел из бассейна сильно озабоченный. Говорит, что в раздевалке новичок дергал за все ручки, пытаясь найти выход в бассейн, абсолютно не понимая надписей на дверях.

Выход в итоге показали.

Человек ушел, не зайдя по дороге в душ. Все засмеялись, ибо мужчина был дремуч. А потом смеяться перестали, поняв, что в бассейне им придется плавать с немытым новичком (на самом деле мне все равно, немытый мужчина какой национальности будет плескаться рядом со мной в бассейне - важна его грязь, а не национальность!).

Почему персонал фитнесс-клуба (дорогого и престижного фитнесс-клуба) не провел с новичком предварительной экскурсии по помещению клуба и не рассказал о необходимости перед бассейном посещать душ? Побоялись потерять клиента? Оскорбить в клиенте личность, рассказывая известные и само собой разумеющиеся вещи? Так вроде исламские религиозные тексты - это в том числе собрание предписаний по нормам ежедневного само собой разумеющегося поведения, включая правила гигиены. И нарушение норм жестко карается. Независимо от того, кто нормы нарушил - правоверный или турист.

А мы позволяем неуважительно относиться к нашим правилам поведения и значит, даем законный повод не уважать наших женщин, нашу власть и нашу религию - по какой причине? Если доброту и уступки путают с нашей слабостью - может быть, к черту тогда доброту?

Отсюда же растет напряженность в вузах. Имеющие право «слабые» - и твари дрожащие местные. Плюс администрация, реализующая госзаказ на толерантность в виде квот для определенных (тех же самых) народов. А поскольку отчислить такого «слабого» практически невозможно, будущее по причине указанной выше обеспечено, свободного времени у неместных море. Почему бы не использовать его в удовольствие, указывая хозяевам на их - замечу, добровольно занятое - место?

Я знаю, что многие европейские вузы конкурируют за возможность быть местом учебы для «головастиков» из числа иностранцев. Не понимаю, чем мы хуже? Давайте организовывать гранты для перспективных и достойных. Вне зависимости от места их рождения.

А если хочется получить титул «самый толерантный вуз», давайте создавать специализированные национальные факультеты, где лекции будут читать представители нации на национальном языке. Женщины будут ходить в национальной одежде. И занятия будут иметь перерывы на намаз, медитации или песнопения про Хари-Кришну - с полным уважением к любым культурным особенностям. А если хочется все-таки первоклассных русских специалистов слушать, то тогда придется под наши правила подстраиваться. Поступать по общим основаниям. Без квот. С хорошим русским языком. И без претензий на исключительное отношение.

Надежда Орлова