Реконструкция Большого театра завершится, несмотря на кризис

На модерации Отложенный

Как стало известно РБК daily, российские олигархи — спонсоры Большого театра известили его руководство, что в следующем году или откажутся от финансовой помощи Большому или же существенно сократят ее. Между тем, несмотря на финансовый кризис, реконструкция главного театра страны, финансируемая из федеральной целевой программы, должна быть завершена вовремя, в конце следующего года. 

В распоряжении РБК daily оказалось письмо гендиректора Большого Анатолия Иксанова, отправленное в Италию творческой группе, занятой постановкой одной из двух главных премьер сезона — оперы «Отелло». В нем он сообщает о том, что российские меценаты предупредили его о резком сокращении или полном замораживании спонсорских программ. Г-н Иксанов также не исключает, что государство в следующем году сократит свою поддержку Большому. В этой связи генеральный директор выражает озабоченность тем, что бюджет постановки вырос с запланированных 71,37 млн до 104,5 млн руб., и называет это «абсолютно неприемлемым». 

По мнению экспертов, бюджет Большого сейчас составляет не менее 60 млн долл. — это единственный театр в России, который финансируется отдельной строкой бюджета. Оказывают финансовую помощь и члены попечительского совета. Так, в интервью РБК daily Анатолий Иксанов рассказывал, что «Северсталь» спонсировала постановку всех балетов Шостаковича, а Алишер Усманов поддерживает оперные постановки. Активным спонсором был и Олег Дерипаска, который недавно вывозил труппу Большого театра в Гонконг, который до кризиса рассматривался как одна из наиболее вероятных площадок для IPO «Русала». Правда, официально руководство театра не подтверждает наличия финансовых проблем. «На сегодняшний день нет никаких финансовых изменений ни со стороны спонсоров, ни со стороны бюджета, — сообщил РБК daily Анатолий Иксанов. — Кроме того, на днях президент России подписал гранты еще на три года (2009—2011), в частности и для нашего коллектива, это вселяет уверенность в том, что наши артисты смогут достойно жить в условиях кризиса. Приятно, что государство даже в такой сложной ситуации думает об искусстве». 

Как уверены в Минкультуры, несмотря на кризис, сама реконструкция Большого, которая длится с 2005 года, завершится вовремя, к концу 2009 года.

В бюджете на 2009—2011 годы в совокупности на реконструкцию Большого и Мариинского театров выделено 36,4 млрд руб. Реконструкция Большого театра превратилась в один из наиболее сложных архитектурных проектов Москвы — три года назад здание было признано аварийным: десятки трещин в стенах грозили ему обрушением. Основная проблема заключалась в плачевном состоянии фундамента. Дело в том, что изначально театр был рядом с Неглинкой и двумя другими речками, которые вымывали грунт из-под фундамента. Учитывая, что театру также требуется много новых площадей для репетиций и хранения декораций, а свободных площадей для роста вширь в районе Большого нет, было принято решение о строительстве нового подземного пространства под зданием театра, что также позволило сохранить его исторический облик. Сейчас под стенами театра возведены бетонные ростверки, стоящие на 2500 сваях, забитых в грунт на глубину 26 м, где они опираются на прочный известняковый пласт. По периметру Большого под землей сооружена 26-метровая стена из бетона толщиной 80 см, которая опирается на этот же пласт. Тем самым пространство под театром надежно отделено от протекающих в этом районе подземных рек. Сейчас работы ведутся на минус пятом уровне, который от фундаментной плиты отделяют всего 3 м. 

Реконструкция проводится по заказу ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», а руководство проектом — под личным контролем министра культуры Александра Авдеева. Реализация проекта осуществляется генподрядчиком реконструкции компанией «СУИпроект», проектной компанией «Курортпроект» и подрядчиком по технологическому оборудованию Bosch Rexroth. Большое внимание ходу реконструкции уделяет и попечительский совет театра. Помимо готовности здания Большому необходимо подготовить и «культурную начинку», ради которой и производится реконструкция. Реформа художественной составляющей театра видится особенно актуальной — ведь общие принципы управления не менялись со сталинских времен.

Алла Иванова