Медведев предложил Лужкову уволиться?
На модерации
Отложенный
Дмитрий Медведев поставил вчера несколько неожиданную и резкую точку в дискуссии о том, назначать или выбирать глав российских регионов. Отвечая на вопросы журналистов после заседания Госсовета в Ижевске, президент заодно ответил и мэру Москвы Юрию Лужкову, который накануне вечером в дебютном эфире новой программы Владимира Познера на «Первом канале» предложил «вернуть к рассмотрению» вопрос прямых губернаторских выборов. «Я был бы сторонником их возвращения», -- заявил столичный градоначальник.
Ответ главы государства прозвучал весьма недвусмысленно. «Нынешняя система избрания губернаторов оптимальна, -- заявил Дмитрий Медведев. -- Ее изменение нереалистично и недопустимо. Если кого-то из глав регионов она не устраивает, то они должны понять, что они не являются частными лицами, и они могут подать мне заявление».
Мэр Москвы Юрий Лужков был не первым губернатором, заговорившим о возможном возвращении к выборам глав регионов в связи с избранием нового президента страны в марте 2008 года. Но как раз г-ну Лужкову удалось довольно точно сформулировать, в чем, собственно, состоит смысл идеи такого возвращения. «Вы помните, в каких условиях Владимир Владимирович Путин внес эти предложения, -- напомнил мэр об осени 2004 года, когда после трагедии в Беслане глава государства предложил бороться с разгулом терроризма в том числе и заменой прямых выборов губернатора на утверждение региональным законодательным собранием кандидатуры, предложенной президентом страны. -- Это было время исключительно тревожное, и нужно было сконсолидировать государственный потенциал, государственную власть, сделать ее более эффективной, более мощной. Я тогда поддержал это».
Но «тревожные времена» -- по крайней мере, в том смысле, в каком они были тревожными в 2004 году, -- по мысли г-на Лужкова, миновали. Зато «человек, который выбран на альтернативной основе всем населением региона -- области, края или города, является и по общему признанию, и по внутреннему самочувствию более легитимным».
Еще до Юрия Лужкова о зависимости своего «внутреннего самочувствия» от прямых выборов заявили еще три патриарха российской региональной политики, как он сам: президент Татарстана Минтимер Шаймиев, президент Башкирии Муртаза Рахимов и губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Все три губернатора в мае этого года встретили на своих постах уже третьего российского президента. Ни Борис Ельцин, ни Владимир Путин не могли или не стали ничего делать с этой старой губернаторской гвардией, которая испытала выгоды и недостатки как прямых выборов, так и президентского назначения.
В отличие от президента России они уже избавились от конституционных ограничений числа своих сроков, и теперь возвращение к прямым выборам кажется им, вероятно, относительно надежной гарантией пожизненного нахождения в должности. Потому что без выборов оно все-таки зависит от президента -- как бы сложно ни было Кремлю в отдельных случаях добиться замены регионального руководства даже при существующей системе.
Весенне-летние призывы поволжских президентов и донского губернатора вызывали подобие дискуссии внутри российского политологического и политического сообщества. Даже спикер Совета Федерации Сергей Миронов в июне не исключал возвращения выборности губернаторов, хотя и после того, как «муниципалитеты завоюют авторитет». Но выступление Юрия Лужкова в понедельник вызвало канонаду гневных отповедей, в которую в конечном итоге ближе к вечеру вторника парадоксальным образом влился и его собственный голос.
«Сейчас не время говорить об этом», -- поспешил поправиться г-н Лужков и объяснил, что его слова о необходимости вернуться к прямым выборам глав субъектов были неверно истолкованы, а передача, в которой они прозвучали, вообще была посвящена совсем другой теме. Столичный мэр полагает, что сейчас необходимо сконцентрировать усилия на преодолении последствий мирового финансового кризиса, «вырулить, скомпенсировать все эти очень серьезные, привнесенные в нашу страну сложности в финансовой системе и в реальном секторе».
Несмотря на запоздалое проявление политической чуткости со стороны мэра, который подчеркнул, что кризиса в России нет, а есть лишь его последствия, привнесенные извне, «выруливать» теперь могут начать и без него: никогда еще президент России в столь явной форме, пусть не называя его по имени, не предлагал столичному градоначальнику написать заявление об отставке.
Можно даже предположить, что категоричное утверждение г-на Медведева о невозможности изменения системы назначения губернаторов означает не столько точку в дискуссии об исполнительной власти в регионах, сколько восклицательный знак во фразе о взглядах обновляющегося Кремля на политические перспективы столицы.
Все последние дни в Москве и вокруг нее ходят устойчивые слухи о возможной скорой отставке губернатора Московской области Бориса Громова и последующего объединения Москвы и области в один регион. Руководить им, по мнению некоторых экспертов, сможет кто-то из нынешних федеральных чиновников самого высокого ранга -- например, вице-премьер Сергей Иванов или вице-премьер, глава аппарата правительства Сергей Собянин.
Администрация г-на Громова вчера опровергла слухи о возможной отставке босса. Но, во-первых, вполне свежие примеры целого ряда российских регионов показывают, что дыма без огня не бывает. А во-вторых, после заочного диалога г-на Медведева с г-ном Лужковым в столице нашей родины появилась куда более благодатная пища для рассуждений о грядущих отставках. Администрация Дмитрия Медведева, кстати, и не скрывала, что собирается произвести довольно большое количество губернаторских замен до конца этого и в течение следующего года. А в Поволжье периодически начинает обсуждаться возможная отставка двух главных региональных «титанов» -- Минтимера Шаймиева и Муртазы Рахимова.
Об идеях объединения регионов Дмитрий Медведев высказался вчера довольно туманно. Его спросили, что он думает о слиянии Новгородской и Ленинградской областей, и он отвечал, что «исходил и исходит из того, что такие процессы не могут быть навязаны». Они должны исходить снизу, определяться референдумом. Тогда можно ставить вопрос. Но если кто-то из политиков желает, и его желание даже может быть рационально, делать этого нельзя, хотя в ряде случаев и крайне необходимо». Имел ли г-н Медведев в виду под крайне необходимым слияние Новгородской и Ленинградской областей, Ленинградской области с Петербургом, Московской области с Москвой или Чечни с Ингушетией, осталось неясно.
Но опыт ликвидации автономных округов и создания новых краев в составе федерации показывает, что инициативу снизу в случае чего можно и организовать. Реально же будущее региональных элит зависит скорее от взаимоотношений губернаторов с президентом и премьер-министром, который, будучи предшественником действующего главы государства, как раз выстроил политические связи с регионами так, будто самих регионов нет, а есть только их ресурсы и 85 региональных начальников. Степень лояльности начальников и степень контроля центра над ресурсами и есть переменные, которые Москва хотела бы варьировать.
Делать это, разумеется, удобнее в системе назначения губернаторов, чем при прямых выборах, даже несмотря на то, что переназначение главы региона, скажем, в Новгородской области гораздо менее проблематично, чем, например, в Татарстане, Чечне или той же Москве. Сложная система асимметричной федерации создавалась авторами действующей российской Конституции именно с учетом того, что в регионах живут не только губернаторы и что сами регионы часто очень сильно отличаются друг от друга.
Но действующая российская Конституция как раз вступила в фазу пересмотра. Сегодня Госдума должна согласиться с продлением полномочий собственного будущего созыва с четырех до пяти лет, а полномочий следующего российского президента -- с четырех до шести. Будут ли ее менять в каких-то иных частях, прогнозировать трудно -- г-н Медведев уже намекнул, например, на то, что хотел бы придать несколько иную форму Совету Федерации. Во всяком случае сразу же за вторым чтением поправок о сроках должен открыться партийный съезд «Единой России» -- партии, главой которой является Владимир Путин, а членами -- все губернаторы-фрондеры: Юрий Лужков, Муртаза Рахимов и Минтимер Шаймиев. Именно она, напомнил спикер Госдумы и председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов текст президентского послания, должна формировать список кандидатур в губернаторы перед президентским представлением в региональное заксобрание.
С другой стороны, и Борис Грызлов, и Дмитрий Медведев понимают: практически все губернаторы, заговорившие о возвращении прямых выборов, эти выборы, безусловно, выиграли бы. Поэтому и менять их без выборов надо так, чтобы не допустить недовольства как населения, так и местных элит. Впрочем, Москва как столица -- вообще особый случай.
Иван Сухов
Комментарии
Видимо, сегодня не в его власти поменять страшную ситуацию в Москве, может быть коррупция его душит, я не знаю, что там. Но сегодня он явно не хозяин положения...
Поэтому и живем на бочке с порохом. А ведь это Столица!! И такая нулевая безопасность..
- Если кого-то из глав регионов она не устраивает, то они должны понять, что они не являются частными лицами, и они могут подать мне заявление.
А если она не устраивает частных лиц - простых граждан? Мне тоже заявление можно уже писать?
И нечего потом жаловаться на плохую демографию, нехватку квалифицированных кадров и засилие \"среднеазиатских\" гастарбайтеров.
Российская Федерация - государство федеративное.
Конституция федеративного государства не может предполагать права федеральной власти назначать главу субъекта федерации. Особенно, если этот субъект имеет свою Конституцию.
Мой суд против лужковской ФСБ назначен на 26 ноября в Мещанском гражданском суде.
Я уверена что бюджет позволяет платить достойные зарплаты дворникам, уборщикам мусора, разнорабочим и даже той же милиции зарплата которой смешна, а требовании к ней завышены до беспредела. Под пули за десть тысяч-«смешно». И все это исходит только от нашего градоночальничка. Доплачив...