Медведев предложил Лужкову уволиться?

На модерации Отложенный

Дмитрий Медведев поставил вчера несколько неожиданную и резкую точку в дискуссии о том, назначать или выбирать глав российских регионов. Отвечая на вопросы журналистов после заседания Госсовета в Ижевске, президент заодно ответил и мэру Москвы Юрию Лужкову, который накануне вечером в дебютном эфире новой программы Владимира Познера на «Первом канале» предложил «вернуть к рассмотрению» вопрос прямых губернаторских выборов. «Я был бы сторонником их возвращения», -- заявил столичный градоначальник.

Ответ главы государства прозвучал весьма недвусмысленно. «Нынешняя система избрания губернаторов оптимальна, -- заявил Дмитрий Медведев. -- Ее изменение нереалистично и недопустимо. Если кого-то из глав регионов она не устраивает, то они должны понять, что они не являются частными лицами, и они могут подать мне заявление».

Мэр Москвы Юрий Лужков был не первым губернатором, заговорившим о возможном возвращении к выборам глав регионов в связи с избранием нового президента страны в марте 2008 года. Но как раз г-ну Лужкову удалось довольно точно сформулировать, в чем, собственно, состоит смысл идеи такого возвращения. «Вы помните, в каких условиях Владимир Владимирович Путин внес эти предложения, -- напомнил мэр об осени 2004 года, когда после трагедии в Беслане глава государства предложил бороться с разгулом терроризма в том числе и заменой прямых выборов губернатора на утверждение региональным законодательным собранием кандидатуры, предложенной президентом страны. -- Это было время исключительно тревожное, и нужно было сконсолидировать государственный потенциал, государственную власть, сделать ее более эффективной, более мощной. Я тогда поддержал это».

Но «тревожные времена» -- по крайней мере, в том смысле, в каком они были тревожными в 2004 году, -- по мысли г-на Лужкова, миновали. Зато «человек, который выбран на альтернативной основе всем населением региона -- области, края или города, является и по общему признанию, и по внутреннему самочувствию более легитимным».

Еще до Юрия Лужкова о зависимости своего «внутреннего самочувствия» от прямых выборов заявили еще три патриарха российской региональной политики, как он сам: президент Татарстана Минтимер Шаймиев, президент Башкирии Муртаза Рахимов и губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Все три губернатора в мае этого года встретили на своих постах уже третьего российского президента. Ни Борис Ельцин, ни Владимир Путин не могли или не стали ничего делать с этой старой губернаторской гвардией, которая испытала выгоды и недостатки как прямых выборов, так и президентского назначения.

В отличие от президента России они уже избавились от конституционных ограничений числа своих сроков, и теперь возвращение к прямым выборам кажется им, вероятно, относительно надежной гарантией пожизненного нахождения в должности. Потому что без выборов оно все-таки зависит от президента -- как бы сложно ни было Кремлю в отдельных случаях добиться замены регионального руководства даже при существующей системе.

Весенне-летние призывы поволжских президентов и донского губернатора вызывали подобие дискуссии внутри российского политологического и политического сообщества. Даже спикер Совета Федерации Сергей Миронов в июне не исключал возвращения выборности губернаторов, хотя и после того, как «муниципалитеты завоюют авторитет». Но выступление Юрия Лужкова в понедельник вызвало канонаду гневных отповедей, в которую в конечном итоге ближе к вечеру вторника парадоксальным образом влился и его собственный голос.

«Сейчас не время говорить об этом», -- поспешил поправиться г-н Лужков и объяснил, что его слова о необходимости вернуться к прямым выборам глав субъектов были неверно истолкованы, а передача, в которой они прозвучали, вообще была посвящена совсем другой теме. Столичный мэр полагает, что сейчас необходимо сконцентрировать усилия на преодолении последствий мирового финансового кризиса, «вырулить, скомпенсировать все эти очень серьезные, привнесенные в нашу страну сложности в финансовой системе и в реальном секторе».

Несмотря на запоздалое проявление политической чуткости со стороны мэра, который подчеркнул, что кризиса в России нет, а есть лишь его последствия, привнесенные извне, «выруливать» теперь могут начать и без него: никогда еще президент России в столь явной форме, пусть не называя его по имени, не предлагал столичному градоначальнику написать заявление об отставке.

Можно даже предположить, что категоричное утверждение г-на Медведева о невозможности изменения системы назначения губернаторов означает не столько точку в дискуссии об исполнительной власти в регионах, сколько восклицательный знак во фразе о взглядах обновляющегося Кремля на политические перспективы столицы.

Все последние дни в Москве и вокруг нее ходят устойчивые слухи о возможной скорой отставке губернатора Московской области Бориса Громова и последующего объединения Москвы и области в один регион. Руководить им, по мнению некоторых экспертов, сможет кто-то из нынешних федеральных чиновников самого высокого ранга -- например, вице-премьер Сергей Иванов или вице-премьер, глава аппарата правительства Сергей Собянин.

Администрация г-на Громова вчера опровергла слухи о возможной отставке босса. Но, во-первых, вполне свежие примеры целого ряда российских регионов показывают, что дыма без огня не бывает. А во-вторых, после заочного диалога г-на Медведева с г-ном Лужковым в столице нашей родины появилась куда более благодатная пища для рассуждений о грядущих отставках. Администрация Дмитрия Медведева, кстати, и не скрывала, что собирается произвести довольно большое количество губернаторских замен до конца этого и в течение следующего года. А в Поволжье периодически начинает обсуждаться возможная отставка двух главных региональных «титанов» -- Минтимера Шаймиева и Муртазы Рахимова.

Об идеях объединения регионов Дмитрий Медведев высказался вчера довольно туманно. Его спросили, что он думает о слиянии Новгородской и Ленинградской областей, и он отвечал, что «исходил и исходит из того, что такие процессы не могут быть навязаны». Они должны исходить снизу, определяться референдумом. Тогда можно ставить вопрос. Но если кто-то из политиков желает, и его желание даже может быть рационально, делать этого нельзя, хотя в ряде случаев и крайне необходимо». Имел ли г-н Медведев в виду под крайне необходимым слияние Новгородской и Ленинградской областей, Ленинградской области с Петербургом, Московской области с Москвой или Чечни с Ингушетией, осталось неясно.

Но опыт ликвидации автономных округов и создания новых краев в составе федерации показывает, что инициативу снизу в случае чего можно и организовать. Реально же будущее региональных элит зависит скорее от взаимоотношений губернаторов с президентом и премьер-министром, который, будучи предшественником действующего главы государства, как раз выстроил политические связи с регионами так, будто самих регионов нет, а есть только их ресурсы и 85 региональных начальников. Степень лояльности начальников и степень контроля центра над ресурсами и есть переменные, которые Москва хотела бы варьировать.

Делать это, разумеется, удобнее в системе назначения губернаторов, чем при прямых выборах, даже несмотря на то, что переназначение главы региона, скажем, в Новгородской области гораздо менее проблематично, чем, например, в Татарстане, Чечне или той же Москве. Сложная система асимметричной федерации создавалась авторами действующей российской Конституции именно с учетом того, что в регионах живут не только губернаторы и что сами регионы часто очень сильно отличаются друг от друга.

Но действующая российская Конституция как раз вступила в фазу пересмотра. Сегодня Госдума должна согласиться с продлением полномочий собственного будущего созыва с четырех до пяти лет, а полномочий следующего российского президента -- с четырех до шести. Будут ли ее менять в каких-то иных частях, прогнозировать трудно -- г-н Медведев уже намекнул, например, на то, что хотел бы придать несколько иную форму Совету Федерации. Во всяком случае сразу же за вторым чтением поправок о сроках должен открыться партийный съезд «Единой России» -- партии, главой которой является Владимир Путин, а членами -- все губернаторы-фрондеры: Юрий Лужков, Муртаза Рахимов и Минтимер Шаймиев. Именно она, напомнил спикер Госдумы и председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов текст президентского послания, должна формировать список кандидатур в губернаторы перед президентским представлением в региональное заксобрание.

С другой стороны, и Борис Грызлов, и Дмитрий Медведев понимают: практически все губернаторы, заговорившие о возвращении прямых выборов, эти выборы, безусловно, выиграли бы. Поэтому и менять их без выборов надо так, чтобы не допустить недовольства как населения, так и местных элит. Впрочем, Москва как столица -- вообще особый случай.

Иван Сухов