Руководство России больше не верит в либерализм?

На модерации Отложенный

Интервью Жака Сапира 

- С июня с.г. фондовые индексы в России непрерывно падают, рубль обесценивается и агентство Fitch недавно пересмотрело прогноз рейтинга России со 'стабильного' на 'негативный'. Значит ли это, что финансовый кризис добрался и до России?

- Вряд ли можно говорить о финансовом кризисе в стране, обладающей третьими в мире золотовалютными резервами (484 млрд. долларов на 1 ноября с.г.), и чей профицит бюджета в первом полугодии 2008 года составил 11% от ВВП! Что же касается биржи, то объем ее транзакций до смешного мал: индекс РТС (основной индекс, котирующийся в долларах) составляет только 85 миллионов долларов, 60% из которых приходится на акции 'Газпрома'.

Говорить о страновом риске в отношении России было бы ошибочно. Отток капиталов, действительно, имеет место, однако даже самые осторожные из аналитиков не прогнозируют дефолт в связи с отсутствием государственного долга. Что же касается снижения стоимости на нефть, то тут нужно иметь в виду, что Россия составляет свои прогнозы по бюджету, исходя из 50 долларов за баррель для расходной части и из 70 долларов за баррель для доходной.

- Значит, Россию кризис пощадит?

- Нет. Поскольку мировой финансовый кризис сначала проявляется в сокращении портфельных инвестиций из-за границы (главный инвестор - Великобритания). Крупные предприятия стали жертвой международного кризиса ликвидности, который с конца лета только углублялся - они выжили только благодаря помощи государства, выкупившего их акции. Ряд экспортных рынков для российских стали и металлов стагнирует, в частности автомобилестроительный сектор -значительная часть машин, произведенных в Европе, делается из российской стали. Все, от МВФ до правительства России, пересматривают прогнозы экономического роста в 2009 году в сторону понижения: рост ВВП в лучшем случае составит 4% - 6,4%, против 7-8% в 2008 году. Необходимо отметить, что экономический рост поддерживается сильным внутренним спросом - годовой темп прироста среднемесячной номинальной заработной платы на сентябрь составил 29,4% . . .

- Какими рычагами располагает государство для борьбы с кризисом?


- Правительство пересматривает свою стратегию. Политику укрепления рубля для сдерживания инфляции, которую защищал Алексей Кудрин, в условиях экономического спада проводить уже невозможно. Поэтому Центробанк позволил снизиться курсу рубля по отношению к доллару.

Он увеличил 'вилку' колебаний курса рубля, который индексируется на 45% к евро и на 55% к доллару. С конца августа государство, чтобы поддержать рубль, продало 30 миллиардов долларов из валютного резерва. Помимо золотовалютного резерва у государства есть еще два финансовых инструмента: Стабилизационный фонд, чей объем по официальным данным составляет порядка 170 млрд. долларов, а на самом деле - не менее 200 млрд., и кредитоспособность крупных государственных предприятий ('Газпром', 'Роснефть', 'Транснефть'), которых российские власти заставляют инвестировать, чтобы не тратить бюджетные деньги, именно это имело место во время недавней операции по спасению 'АвтоВАЗа'.

- Германия является главным прямым инвестором России. Вызовет ли кризис сокращение подобных капиталовложений?


- Весьма вероятно. У европейских компаний, имеющих в России крупные инвестиционные проекты, скорее всего, возникнут проблемы с финансированием на западных рынках. Их оборот снизится, и им придется иметь дело со сверхосторожными банками. Но поскольку российский рынок останется большим и крайне привлекательным, я не исключаю возможности того, что европейские компании возьмут в кредит средства из российского Стабфонда, чтобы финансировать свою деятельность в России.

- Как реагирует на этот кризис общество?

- Кризис 1998 года сильно травмировал россиян. Сегодня это проявляется в определенном отсутствии доверия к правительству и ощущаемой нервозности. Многие россияне в сентябре начали задаваться вопросом, не стоит ли забрать свои банковские вклады. Что совершенно необоснованно, потому опасных продуктов там не существует.

Другое важное изменение состоит в том, что руководство страны, что бы оно не заявляло по этому поводу, больше не верит в либерализм. Они возвращаются к логике, где государство является значимым участником экономической деятельности в капиталистической экономике. Именно это происходило во Франции в 1950-е годы - тогда проводилась протекционистская, интервенционистская промышленная политика, контролируемая государством. Государство, которое рассредоточено действует во многих секторах экономики, постепенно становится крупным акционером. Эта форма государственного капитализма помогает справиться с финансовым кризисом. Таким образом, можно говорить об усилении политики, которую Путин начал проводить в 2004-2005 гг..

Анн Родье