Ридли Скотт снял фильм о суперагенте ЦРУ сражающимся с \"Аль-Каидой\"

На модерации Отложенный

Новейший фильм работающего в Голливуде британского мэтра Ридли Скотта «Совокупность лжи» - в оригинале Body of Lies - выходит у нас 20 ноября. Ридли Скотт - режиссер плодовитый. Даже несмотря на то, что 30 ноября ему стукнет 71. На сей раз Скотт решил исследовать природу разведслужб и психологию шпионов. И хотя речь идет о шпионах американских, фильм можно рассматривать как универсальное высказывание о сути спецслужб. Любых - в том числе и российских. Во всяком случае, что-то похожее на «Совокупность лжи» в России в ближайшие годы снять точно не решатся. 

Ридли Скотт знаменит тем, что все его фильмы разные. Он легко открывает целые кинонаправления и с такой же легкостью отдает их на откуп коллегам. Однако общее в его фильмах все-таки есть. Почти все они строятся на одном и том же принципе дуэли. «Дуэлянты», «Чужой», «Бегущий по лезвию бритвы», «Черный дождь», «Тельма и Луиза», «1492: Завоевание рая», «Солдат Джейн», «Гладиатор», «Ганнибал», «Царство небесное» - везде непримиримое противостояние двух природ, двух позиций, а часто и двух главных персонажей. 

«Совокупность лжи» - о том, как суперагент ЦРУ на Ближнем Востоке (Леонардо Ди Каприо) подбирается к очередному лидеру арабских террористов, который устраивает варварские взрывы в Европе. Про террориста известно лишь то, что он, вероятно, иорданец и постепенно идет вверх по карьерной лестнице в «Аль-Каиде» - становится этаким Усамой № 2. Надев чалму и перейдя на арабский, герой Ди Каприо успешно выдает себя за араба, хотя поверить в это непросто. Впрочем, с тем, что его внешность в меру восточная - спорить трудно. Если в юности актер был похож на молодого Ленина, то теперь, особенно с бородой, все сильнее напоминает Марата Сафина. 

Но вернемся к дуэлям. Можно было ждать, что «Совокупность лжи» будет построена на дуэли между хорошим американским разведчиком и плохим фанатиком-террористом. Но террориста в фильме почти нет. Дуэлянтами оказываются персонаж Ди Каприо и его начальник. Начальник наблюдает за агентом с помощью спутников и отдает указания через лэптоп или по телефону. Он легко отдает жестокие приказы и делится циничными советами, а параллельно собирает детишек в школу. Его играет Рассел Кроу. Слоган фильма: «Не доверяй никому. Лги каждому». 

Сейчас много говорят о том, что Джеймс Бонд стал персонажем живым и реалистическим. Но, похоже, все-таки - не вполне. Агент 007 по-прежнему благородный герой, ему не приходится предавать. А ведь если верить картинам последних лет, именно умение и готовность предавать и есть отличительное качество хорошего разведчика и разведслужб вообще. Не понятно почему, но именно в последние годы вышло сразу несколько серьезных фильмов о спецслужбах и спецагентах. Есть только одно банальное объяснение: возможно, после 11 сентября миру и Америке захотелось понять, кто же на самом деле те люди, которым демократия доверила собственную безопасность, пожертвовав ради нее частью свобод. И вглядевшись в этих людей, мир слегка ужаснулся - по крайней мере, если верить зеркалу жизни кинематографу. 

Словно предчувствуя грядущую актуальность темы, младший брат Ридли Скотта Тони еще в том самом 2001-м выпустил «Шпионские игры» с Робертом Редфордом и Брэдом Питтом, в котором опытный разведчик тоже учил молодого особой шпионской морали, и эта мораль сводилась к выражению «лес рубят - щепки летят». Это значит: операция - все, люди - ничто. В особенности бескорыстные помощники вроде местных прогрессивных диссидентов, которыми жертвуешь, словно пешками, продолжая считать себя благородным интеллигентом. 

Потом появились французские «Тайные агенты» с Венсаном Касселем и Моникой Белуччи: фильм про несчастье пойти в «джеймсбонды». Их подставляют, продают во имя высших целей. Одна из мыслей фильма: по собственной воле из шпионской игры живым выйти нельзя - уничтожат свои же. 

Тему о том, что спецагенты - зачастую наивные марионетки, развивала «Сириана» Стивена Гегена.

До «Сирианы» Геген написал сценарий «Траффика» - знаменитого фильма о наркомафии. В «Сириане» он утверждает, что всей деятельностью того же ЦРУ на Ближнем Востоке руководит нефтемафия. «Вы наконец-то начинаете понимать, что всю вашу карьеру вас использовали. Но вы и сейчас не знаете, для чего именно», - говорит в «Сириане» один прожженный агент герою Джорджа Клуни, честному цэрэушнику, который 20 лет занимался на Ближнем Востоке нефтяными играми. 

Наконец, вышло «Ложное искушение» Роберта Де Ниро - фильм про создание и внутреннюю жизнь ЦРУ. Картина была о том, что работа в спецслужбах губительна для их сотрудников, их близких и даже случайных любовников-любовниц. Попасть в разведчики - наибольшее несчастье, какое только может случиться с человеком. Разведчики - самые одинокие люди на свете, потому что никому довериться не могут: они всегда должны предполагать, что коллега и вчерашний сокурсник по элитарному Йельскому университету может оказаться «кротом», двойным агентом. «Когда у тебя есть твоя страна, у тебя не может быть ни единого друга», - говорят в фильме. По фильму выходит, что едва ли не главная забота организаций типа ЦРУ - борьба не с врагом, а со своими же. Ее цель - уберечь сотрудников от случайных связей. За своими следят так, как не следят за противником. Едва шпион, соблюдая конспирацию, устроит единственное свидание с любовницей, как фотографии услужливо подбросят его жене. И с любовницей разберутся: мало ли что он ей выболтал в постели? В этом фильме герою-цэрэушнику говорят так: «Это грязный бизнес. Уходи, пока ты еще можешь уйти. Пока ты еще веришь. Пока еще есть душа». 

Из всех этих разоблачительных картин про разведслужбы мира «Совокупность лжи» - самая жесткая. Она окончательно расставляет точки над i. Но выводы - примерно те же самые. Вот что говорит сам Ридли Скотт: «Персонаж Ди Каприо действительно верит, что может что-то изменить в жизни. Но главной его слабостью становится совестливость. Ты просто не можешь испытывать угрызений совести, если занимаешься этой работой. Как только тебе становится совестно за содеянное, ты уже больше не нужен, не пригоден. С этих самых пор ты представляешь угрозу как для самого себя, так и для своей организации». 

Жесткость, собственно, в том, что действие происходит здесь и сейчас. В мире, где на самом деле террористы взрывают бомбы, где есть «Аль-Каида» или нечто под этим названием. В мире, который должен защищаться, бороться с террором и, по идее, развивать деятельность спецслужб. Но Ридли Скотт, тем не менее, эту деятельность разоблачает. 

Да, террористы кровавы и бесчеловечны. Но им противостоят циничные люди. Их единственный принцип - отсутствие принципов. Подставить своего - запросто. Подставить ради сложной интриги случайного невинного человека - тем более. Даже если известно, что того зверски убьют, - зато террористы слегка раскроются, можно будет ухватиться за ниточку. 

Удивительно, но «Совокупность лжи» завершается в точности тем же кадром, что и другой недавний фильм про спецслужбы - сатирический «После прочтения сжечь» братьев Коэнов. Камера спутника наблюдения удаляется от земли, пока дома не превращаются в квадратики, а города - в топографическую схему. Земля под колпаком спецслужб. Под вечным наблюдением. Разница в том, что у Коэнов, когда камеры спутников фиксируются на самих спецслужбистах, на мониторах - идиоты. А у Скотта - циники. Не знающие иного способа сладить с мировой подлостью, кроме как с помощью другой подлости. 

Единственный выход из такой ситуации для спецагента, желающего остаться человеком, - перестать служить. Уже хотя бы для того, чтобы не подвести своих любимых, которых в конце концов обязательно втянут в кровавую игру. Выйти на пенсию.

Юрий Гладильщиков