Гайдар зарабатывает на государстве $ 10 000 000 ежегодно
На модерации
Отложенный
«…Прошу Вас рассмотреть возможность передачи Фонду «Институт экономики переходного периода» нежилых помещений, находящихся по адресу: г.Москва, Газетный пер., дом 3-5, строение 1, в безвозмездное пользование на срок до 01 декабря 2042 г. с правом передачи их в пользование третьим лицам. В настоящее время указанные нежилые помещения находятся у Фонда «Институт экономики переходного периода» в собственности на праве аренды на срок до 01 декабря 2042 г.».
Такое вот официальное письмо написал 19 сентября 2008 года директор этого фондо-института Егор Гайдар руководству Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Прочитав его, не надо быть экономистом, чтобы понять: автор «шоковой терапии» начала 1990-х годов стремится фактически «прихватизировать» задарма помещения, принадлежащие государству, и сдавать их в аренду с выгодой для себя.
То есть, хочет спекулировать «квадратными метрами», если называть все честно своими именами.
Речь в данном случае идет не о каких-то задрипанных подвалах или чердаках на окраине Москвы, а о федеральных нежилых помещениях общей площадью – 6 106,6 кв.м., находящихся в здании по соседству с Кремлем. 9 декабря 1992 года эти 6 106,6 кв.м. по договору аренды № 95 были переданы Егору Тимуровичу Гайдару, бывшему в то время первым заместителем председателя правительства РФ, советником Президента РФ по вопросам экономической политики, под офис на срок до 1 декабря 2042 г. (Неужели так долго собирался быть главным экономическим министром страны?). Официально помещения были переданы Институту экономических проблем переходного периода, который тогда, как и теперь, сменив название, полностью принадлежал Егору Гайдару.
Размер ежемесячной арендной платы в течение этого срока был зафиксирован на минимальном уровне, а с 2001 года он составил 32,8 у.е. за 1 кв. м. в год. Нетрудно подсчитать, что до недавнего времени «Институт экономики переходного периода» уплачивал в казну чуть более 200 тысяч долларов за аренду «под офис». При «безвозмездном пользовании» и того не будет. Зато какой гешефт можно получить, имея право передачи в пользование третьим лицам, то есть сдавать офисную площадь в центре столицы по коммерческим ценам! Как известно, коммерческая стоимость аренды помещений в центре Москвы на сегодняшний день составляет от 1500 до 5000 долларов США. По первым подсчетам такая коммерция дает и может давать минимум 10 миллионов долларов ежегодно. Неплохой подарок преподнес себе в 1992 году Егор Тимурович на десятилетия вперед, фактически воспользовавшись своими властными полномочиями!
Стоит ли после этого удивляться пристрастному желанию директора «Института экономики переходного периода» любой ценой добиться своей цели – закрепить юридически свой источник доходов! Даже вопреки действующим законам! Так, принятый 26 апреля 2007 года Федеральный закон № 63 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ…» специально уточняет в статьях 41 и 42: арендная плата за пользование вышеуказанным имуществом поступает на расчетный счет ФГУП «ФТ-Центр». И определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».
Именно эти противоречия с законом выявили эксперты Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Минэкономразвития России, отметив в своем заключении весной 2008 года, что «льготы действующим законодательством не предусмотрены. Учитывая вышеизложенное, федеральными государственными унитарными предприятиями проводится работа по приведению ставок арендной платы по действующим договорам аренды в соответствие с их рыночными величинами. Таким образом, применение льготной ставки арендной платы за использование Фондом «Институт экономики переходного периода» вышеуказанным имуществом противоречит законодательству РФ». Здесь четко сформулировано явное противоречие государственных и частных интересов, которые в силу «необъяснимых» причин существуют более 10 лет.
Егору Гайдару, судя по его проявленной государственной прыти, такой поворот дел не понравился. И вот уже заместитель министра экономического развития РФ А.Ю.Левицкая подписала письмо № 14228-АЛ/Д08 от 2 октября 2008 года, которым, по сути, предписывает Росимуществу в кратчайший срок решить вопрос о размещении гайдаровского фонда «на условиях договора безвозмездного пользования с правом передачи третьим лицам». Срок исполнения – до 13 октября 2008 года. Бюрократический механизм начал движение – оформление началось.
Завидная оперативность! Именно эта оперативность, отсутствие вразумительных обоснований, «тайные» договоренности уличают, прежде всего, механизм работы коррупционных схем во властных кругах. Есть ли другое объяснение тому, что первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов вдруг 18 июня 2008 года дает жесткое поручение «…обеспечить внесение проекта решения Правительства РФ по данному вопросу в установленном порядке» по столь мелкому в масштабах государства вопросу, как передача несчастных 6 тысяч квадратных метров офисных помещений на «откорм» неких лиц под видом некоммерческой организации. Попытка легализации коммерческой деятельности руководства Независимой некоммерческой научно-исследовательской организации «Институт экономики переходного периода» воочию демонстрирует, как придается правовой статус нарушению закона.
Как иначе воспринимать тот факт, что государство фактически делегирует негосударственной организации право безвозмездно получать 10 миллионов долларов, сдавая площади другим организациям? Тем более в условиях острейшего дефицита офисных площадей у самих структур федеральной власти (например, ситуация с Министерством спорта).
А в Газетном переулке тем временем спокойно размещаются различные фонды, лоббистские организации, банки, либо имеющие иностранных учредителей, либо являющиеся представительствами иностранных организаций. Почему российские чиновники позволяют иностранным коммерческим структурам пользоваться федеральным имуществом на условии – «безвозмездное пользование», пускай даже через посредничество Егора Тимуровича Гайдара? Правительственное постановление № 3 от 5 января 1998 года «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» изначально четко устанавливает, что безвозмездная передача предусмотрена лишь для федеральных органов, учреждений, казенных унитарных предприятий.
Почему гайдаровский фонд, заполучив столь странную схему финансирования, должен иметь преференции, ущемляя права других некоммерческих организаций? Ведь Егор Гайдар в своем письме даже не счел нужным обосновать свою просьбу, действуя по принципу: вынь да положь! Но она почему-то нашла у чиновников и министров на самом высоком уровне дружный отклик. Что сподвигло к тому? Почему Егору Тимуровичу «под офис» нужно непременно 6 106,6 кв.м.?
Судя по имеющейся информации, штат «Института экономики переходного периода» искусственно раздут с одною лишь целью – обосновать наличие у организации столь громадных площадей. В реальности же большинство сотрудников Института либо работают по совместительству, либо «надомники», и это дает возможность свободные площади сдавать в аренду.
Ведь не является тайной «укоренившиеся» на площадях «Института экономики переходного периода» многочисленные организации. Так на дверях многих кабинетов открыто расклеены листочки с распечатанными заглавными буквами латинского алфавита – «TFK», «IUATD», «ISI», «GBC» и т.д. Иногда встречаются пояснения на русском языке, например, «Фонд здоровья», «Против СПИДа» или «Здоровая Россия». Какое это имеет отношение к «Институту экономики переходного периода» и к именитым его сотрудникам, составляющим преподавательский костяк многих государственных институтов и академий? Без сомнения, здоровье России – важная вещь, но почему данные организации не заявят о себе официально как некоммерческие организации и не выступят самостоятельно с ходатайством по предоставлению площадей для работы? Абсурдным кажется и то, что рядом с организациями, якобы заботящимися о здоровье нации, размещается Ассоциация «Совет по вопросам развития табачной промышленности» - легальная лоббистская организации, деятельность которой так или иначе направлена на увеличение курильщиков в России. Причем американского табака. И все на тех же офисных площадях «Института экономики переходного периода».
Но если различные консультативные центры, дизайнерские компании, фонды еще могут сочетать рудименты некоммерческой деятельности, то нахождение офиса банка «ЭКСПОБАНК», который входит в состав одной из крупнейших английских банковских групп, выглядит нонсенсом. Это коммерческая структура в классическом понимании, причем со 100-процентным иностранным владельцем. Почему наше государство фактически финансирует английскую банковскую структуру в сомнительной форме в условиях глобального мирового кризиса? Удивляет и руководство группы Barclays Plc., которое наверняка поручало провести юридическую оценку договоров, в том числе и аренды офисных помещений для «Експобанка» на Газетном переулке. Неужели для западных бизнесменов Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию ничего не значащая бумажка? Или иностранных банкиров ослепил нетускнеющий ореол «отца перестройки», который пообещал «все вопросы решить»? Вопрос действительно он «решает» активно, но вот сомнительный характер всего этого вызывает нехорошие подозрения…
Вся эта безвозмездная «прихватизация» невольно возвращает нас к ситуации с поисками «золота партии», инициированной в 1992 году Егором Гайдаром – «первым реформатором новой России», как его тогда называли. Напомним, он заключил конфиденциальный трехмесячный контракт с главой частной американской детективной компании «Кролл Ассошиитс инк.» Джулиосом Кроллом. В соответствии с ним, компании поручалось раздобыть и предоставить России информацию о зарубежных счетах бывшего Союза как юридических, так и физических лиц. За каждый месяц работы «Кроллу» обещалось вознаграждение в 850 тысяч долларов плюс компенсация дополнительных расходов. 23 марта 1992 года Минфин России с разрешения правительства (читай Гайдара) перевел в США полтора миллиона долларов из резервного валютного фонда страны.
Как же был удивлен Борис Ельцин, когда на его имя в Кремль в 1995 году пришло письмо от адвоката «Кролла» с просьбой доплатить более полутора миллионов долларов США – остаток денег, обещанных Гайдаром за сделанную работу. Из письма следовало, что заказ Егора Гайдара американская компания выполнила еще в 1993 году и тогда же передала ему результаты. Отчет, тем не менее, бесследно исчез. После тщательного расследования пикантной ситуации глава административного департамента российского правительства в 1997 году подписал справку, в которой говорилось о том, что «документов, подтверждающих полномочия Е. Т. Гайдара на подписание контракта с компанией «Кролл Ассошиитс инк.», не обнаружено». Таким образом, Егор Гайдар действовал как частное лицо и не известно, на каком основании отстегнул в частные руки «Кролла» полтора миллиона бюджетных долларов.
Безнаказанность, как видим, порождает новые соблазны преступлений.
Zucher
Комментарии