Экономика России забаксовала
На модерации
Отложенный
Рубль опустили, ставку подняли: все идет к девальвации.
За 2 дня доллар вырос сразу на 51 копейку. В немалой степени этому поспособствовало заявление главы российского Центробанка Сергея Игнатьева о том, что валютный курс рубля будет более “гибким”. Сказано — сделано. Гибкий рубль уже прогнулся под тяжестью доллара. И на ум сразу приходит сказка про пузырь, лапоть и соломинку. Как бы рубль не повторил судьбу соломинки… Опасаясь этого, россияне еще в начале осени кинулись покупать валюту. Так, по данным ЦБ, в сентябре наши сограждане скупили более 6 млрд. долларов. Это рекорд с 1999 года. По октябрю статистики еще нет, но скорее всего цифры будут еще более впечатляющими.
Впрочем, как уже писал “МК”, сама по себе плавная девальвация нашей валюты не несет в себе особых угроз, и ничего страшного как не происходило, так и не происходит. Наоборот, до недавних пор опасения скорее вызывало бездумное растрачивание золотовалютных резервов на поддержание курса рубля с упорством, достойным лучшего применения. Поскольку траты уходили в пустоту, а деньги все равно из страны выводились.
Гораздо более непонятным и значимым по последствиям стало решение ЦБ о повышении ставки рефинансирования с 11 до 12%. Что, по заявлению ЦБ, было сделано “в рамках мер, направленных на снижение уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций”. Формальная логика вроде бы понятна. Ставки по депозитам после этого решения опять поднимутся, и это явный намек инвесторам на то, что доходности в 12% годовых им по миру надо бы еще поискать. Дескать, у нас тут если не “островок стабильности”, то уже полшага до рая. Вот только этим раем иностранцев не приманить, да и своих тоже вряд ли остановить удастся. Поскольку объект (рубль) потенциально очень подвержен девальвации. И тут 12% годовых, образно говоря, просто не пляшут.
По какой логике действует наш ЦБ, наверное, ведомо только ему. Потому что все остальные центральные банки, и развитых государств, и развивающихся, в последнее время свои учетные ставки только понижают. Это делает и ФРС США, и европейский ЦБ, и Банк Китая. Последний начиная с сентября снизил учетную ставку уже 3 раза.
И такая логика понятна. В условиях, когда компаниям и предприятиям не хватает ликвидности (проще говоря — денег), а на рынке царит кризис “дефицита доверия” и банки сидят на мешках, но не желают с ними расставаться “на всякий случай”, главной задачей становится “расшивание финансовых тромбов”. Делается это разными способами: предоставлением средств (в том числе через аукционы), снижением норм обязательного резервирования, снижением учетной ставки центробанками.
До 11 ноября в этом же русле действовал и наш ЦБ. И вдруг пошел в прямо противоположном направлении. Как пояснил “МК” эксперт-экономист, повышение ставки рефинансирования должно увести деньги с рынка. При этом он сказал, что считает такое решение ЦБ вполне оправданным, поскольку сейчас деньги в большом количестве хлынут в реальный сектор в рамках помощи от государства. Но дело-то в том, что с рынка пока уводить нечего. Нету там не то что избытка, а и необходимого. Экономика задыхается без денег, а ей предлагают очередное ужесточение для их получения.
Каждая из этих мер имеет право на существование. Но по отдельности. Или в ситуации нормальной, здоровой экономики. Но сейчас вместе они вызывают реальное недоумение. Если вы повышаете привлекательность вложений путем повышения ставки, то зачем девальвировать валюту? Даже если повышение ставки — попытка обуздать инфляцию, это все равно в данной ситуации не рецепт. Толку от этой фикции не будет. Хотя бы из-за недостатка времени.
Как написал один знакомый аналитик, принятое решение — это самообман и компромисс ряда государственных ведомств, который похож на штопание дырявого презерватива. И крестик не сняли, и штаны не надели. А из двух зол наши власти почему-то всегда выбирают оба.
Ах, да. Остается еще один вопрос: что будет с рублем дальше. Ответ очевиден: девальвация. Надеемся, что ЦБ сделает ее достаточно плавной. Вот только экономике в условиях ужесточения денежно-кредитной политики это уже не поможет. Как написал тот же аналитик еще месяц назад, 30 рублей за доллар через полгода — вполне реальный сценарий.
Надеемся, что он не ошибся в сроках.
Комментарии