Почему российское ТВ обречено штамповать похожие друг на друга передачи

На модерации Отложенный

На телевидении сейчас в разгаре формирование программы вещания на следующий год. Однако, судя по всему, каналы не очень-то готовы вкладываться в новые проекты. Это значит, что смотреть нам придется то же, что и сегодня. А сегодня наше телевидение формирует сетку вещания по принципу единообразия и тотального клонирования самых рейтинговых программ. О том, почему на разных «кнопках» мы видим одно и то же, своими мыслями с «Новыми Известиями» поделилась кандидат искусствоведения, автор целого ряда телепрограмм и документальных фильмов Элла Митина. 

Наверное, немало зрителей задаются вопросом: почему на разных каналах возникают похожие программы? Какова причина такого единообразия? И в самом деле: популярные «ледниковые» проекты на «Первом» и на «России» не только мало разнятся друг с другом, но и идут по выходным практически в одно и то же время. Многочисленные программы «у плиты» («Кулинарный поединок» на НТВ с Михаилом Пореченковым, «Сладкие истории» и «Охотники за рецептами» на «Домашнем», «Смак» на «Первом», и «Кулинарные штучки» на РЕН ТВ) – по сути вариации на одну тему. Нескончаемые заседания юристов в передачах «Федеральный судья» на «Первом», «Час суда» на РЕН ТВ и «Суд идет» на «России» вполне можно перепутать друг с другом. Вердикты, на этот раз модницам, выносятся на «Первом» («Модный приговор»), СТС («Снимите это немедленно») и «Домашнем» («Время красоты»). Неразличимы между собой и документальные фильмы – расследования из жизни знаменитостей со всем джентльменским набором «страстей» и «драм», которые можно найти в сетке буквально всех каналов.

А еще в список клонов нельзя не включить сериалы. Из них одни условно можно отнести к жанру «расследование убийства компанией хороших ребят и одной девушки» («Тайны следствия», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей», «Убойный отдел» и примкнувшие к ним «Возвращение Мухтара-2» с собакой), другие – к жанру «любовь-морковь», которые и комментировать нет смысла ввиду крайней незамысловатости их сюжетов. Ну и, разумеется, довершает этот «продуктовый набор» юмор, широко представленный на разных каналах.

Отчего же такое однообразие? Попробуем поразмышлять. Ну в первую очередь из-за востребованности таких программ у зрителей. Ведь если в магазине колбаса «Докторская» расхватывается покупателями хорошо, так почему же ее не иметь на прилавке постоянно и от разных производителей? Телевидение – это тот же супермаркет, только в качестве товара в нем выступают фильмы и программы.

И чем больше зрителей смотрят программу, тем выше рейтинг этого телепродукта и, следовательно, дороже реклама, идущая в передаче. Теперь поставьте себя на место телевизионных продюсеров и постарайтесь понять, как не промахнуться с выбором товара, чтобы он находил спрос у покупателя (пардон, у телезрителя). Ответ напрашивается сам: для этого лучше всего продавать продукт, уже опробованный. Огромное количество передач на нашем ТВ – это готовые лицензионные проекты, купленные на Западе.

К лицензионным программам относятся и «Розыгрыш», и «Поле чудес», и «Снимите это немедленно», и «Минута славы», и «Народный артист», и многие другие. И Первый канал, и «Россия» утверждают, что их ледовое шоу – совершенно оригинальный продукт. Но, судя по схожести форматов и одновременному появлению в эфире, легко усомниться в их словах. Скорее всего, это все тот же лицензионный продукт, апробированный и хорошо зарекомендовавший себя в других странах, возможно, слегка адаптированный к нашим условиям. Таким образом, клонирование уже успешных проектов – это способ безошибочно заполучить зрителя, то есть нас с вами – потенциальных потребителей рекламы.

Вторая причина – мода. Да, каждое время диктует свои «форматы», как говорят на телевидении. Помните, во второй половине 90-х прокатилась волна желающих излить душу в телеэфире? Это, как объясняли психологи, было связано с отсутствием привычки у наших граждан бегать со своими душевными травмами к психоаналитикам. Вот телевидение и брало на себя роль всероссийской жилетки. Тогда-то и появились «Человек в маске» Владимира Познера, «Моя семья» Валерия Комисарова, чуть позже – «Окна» Дмитрия Нагиева, «Большая стирка» с Андреем Малаховым. Мы пережили время разгула экстрасенсов и колдунов. Застали эпоху политических дискуссий с обливанием соперника соком и поливанием противника грязью.

А что же пришло? Пришло время ненасытной жажды развлечений, и продюсеры это очень хорошо чувствуют. Не ясно, конечно, что явилось раньше – яйцо или курица. То есть запрос общества на эти самые развлечения или предложение со стороны производителей программ. Видимо, происходит встречное движение, в котором вкусы потребителей (зрителей) и продавцов (телевидения) полностью совпали. Развлекательное телевидение пользуется спросом, его активно потребляют. А то, что оно не очень разнообразно... А нужно ли нам оно, разнообразие? Как говорят продавцы продуктовых магазинов, и так «берут хорошо». Таковы условия рынка. А если вам что-то не нравится или вы хотите что-то изменить, то путь только один: не покупайте. То есть не включайте и не смотрите. А если смотрите – то не задавайте вопросов.