Истории выживания сломленных кризисом

На модерации Отложенный Томас Виде, московский корреспондент газеты Handelsblatt, поднимает сегодня тему молодого российского среднего класса в свете финансового кризиса.

Еще утром Андрей Ковалев забрал в магазине новый кадиллак. А сейчас перед ним стоит дама из отдела кадров и протягивает ему бумаги. Последний год он проработал в одной из московских фирм, занимающихся недвижимостью, но вот разразился финансовый кризис, и он уволен. Что теперь? Он брал кредит на кадиллак и квартиру. Дома у него жена и пятимесячная дочь.

Ковалев – не единственная жертва. Возможно, работу потеряли уже около 100 тысяч служащих, считает Сергей Миронов, спикер верхней палаты российского парламента. И это не только социальная, но политическая проблема, замечает журналист и как бы в подтверждение своих слов цитирует Роберта Ортунга из Института Джефферсона в Вашингтоне: "Нынешний кризис – это тяжелое испытание для российской политической системы".

Среда, Москва, Кремль. Дмитрий Медведев неоднократно откладывал эту премьеру, свое первое обращение к нации. Он быстро нашел виноватого – это США. Но его подданным волноваться не следует, ведь в России достаточно денег, чтобы преодолеть последствия финансового кризиса.

Однако эти деньги не спасли Андрея Ковалева. "В последние годы у нас был нефтяной социализм", – говорит он. Люди молодые и неглупые могли достичь невиданных высот. Но теперь молодая российская элита понимает: золотое время миновало.

Больнее всего кризис ударил по финансовому сектору: российские биржевые индексы по сравнению с летом упали на 70%. Только в одном октябре инвесторы вывели из России около 72 млрд долларов. Обескровленные банки увольняют до 70% своего персонала. Пострадали даже сотрудники аппарата парламента, они лишились квартальных премий, исчисляемых несколькими месячными окладами. Не уменьшились только доходы самих депутатов.

Вследствие трудностей, с которыми столкнулась банковская система, 380 тысячам россиян задержали зарплату. По данным ВЦИОМа, полученным в середине октября, четверть всех опрошенных или сами подверглись увольнению, или кто-то из их знакомых. Однако очереди пока стоят не перед пунктами обмена валюты, а у касс торговых центров. Люди делают покупки, пока рубль еще чего-то стоит. В 1998 году, когда Россия объявила себя банкротом, все было по-другому, вспоминает автор статьи.

По кому кризис нанесет свой следующий удар, точно сказать не может никто. Любопытный тест опубликован на сайте журнала Smartmoney. Семь вопросов-ответов, и становится понятно, нужно тебе искать новую работу или нет. Женщины уже сориентировались: бульварные газеты пишут, что в Москве особым спросом пользуются фальшивые справки о беременности – беременную уволить не так-то просто.

Безработица? Для многих молодых россиян это что-то новое. В Москве и Петербурге проблем с ней пока почти нет. В последнее время реальные зарплаты росли более чем на 10% в год. Российские архитекторы и банкиры зарабатывают больше своих коллег из Западной Европы.

На покупку квартиры Андрея Ковалев взял кредит в 400 тысяч долларов. На его погашение у него уходит 3000 в месяц. Поэтому сейчас 26-летний Ковалев больше полагается на свою прежнюю специальность – пиар-консалтинг. В настоящий момент он зарабатывает примерно 10 долларов в месяц. Этого достаточно. Рубль он ни во что не ставит и все свои расчеты ведет в долларах. Следующий год будет тяжелым, говорит Ковалев, но он как-нибудь прорвется.

Согласно опросам, многие россияне считают борьбу с инфляцией, которая составляет 13%, важнее, чем помощь банковской системе. Немудрено – в этом году в России впервые с 2000 года вновь отмечена убыль среднего класса: с 25 до 18%. "Обнищание вместо подъема", – отмечает Томас Виде.

Никита Халявин собрал 2 млн долларов на проект professionali.ru. Порталу, где молодая элита устанавливает контакты и ищет работу, всего три месяца от роду. Но число его пользователей стремительно растет. Из-за положения в стране. На многих форумах активно обсуждается главная тема – "Как выйти из кризиса с наименьшими потерями?"

Среди пользователей своего портала Халявин провел опрос: 64% собираются сократить свои расходы и отказаться от дорогостоящих приобретений. Почти 80% полагают, что государственная финансовая помощь экономике – пустое дело.

Борис Кравченко из Института глобализации и социальных движений полагает, что недовольство россиян будет стремительно расти. На будущий год он прогнозирует бурный рост протестов. В 2005 году, когда президент Путин упразднил льготы для пенсионеров и заменил их денежной компенсацией, которая оказалась настолько низкой, что люди вышли на улицы, он пошел на попятный. Но теперь кризис не внутренний, а импортный.

Пессимисты шутят: "Встречаются два дворника. "Ваше лицо мне знакомо! – говорит один. – Мы с вами раньше не встречались?" – "А в каком банке вы работали?"

Андрей Ковалев обсуждал с друзьями возможность уехать за границу. "Нет, наша экономика нестабильна, риски высоки, и, тем не менее, шансы здесь гораздо выше, чем на Западе", – говорит он. У него уже готов запасной вариант: "В крайнем случае я продам квартиру или буду "бомбить" на кадиллаке".