Экстремизм в России стремительно молодеет

На модерации Отложенный

По данным правозащитников, в сентябре в результате расистских и неонацистских нападений пострадали не менее 27 человек, 5 из которых погибли. Тем временем Мосгорсуд приступил к рассмотрению по существу уголовного дела в отношении банды юных скинхедов, которые обвиняются в совершении 20 убийств и 12 покушений на убийство. Младшему из подсудимых всего 15 лет. Эксперты отмечают, что молодежный экстремизм в России приобретает все более устрашающие масштабы. 

Напомним, что в минувший вторник в ходе парламентских слушаний, посвященных борьбе с экстремизмом, депутаты Госдумы выразили особую обеспокоенность проявлениями экстремизма в молодежной среде. По данным Генпрокуратуры, в Москве за первые шесть месяцев 2008 года молодыми националистами в возрасте от 16 до 20 лет было совершено 17 убийств на национальной и религиозной почве. Вчера информационно-аналитический центр «Сова» опубликовал данные мониторинга нападений и убийств на националистической почве за сентябрь. В результате нападений пострадали не менее 27 человек, 5 из которых погибли. Помимо Москвы, в сентябре нападения были зафиксированы в Архангельске, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Калужской области, Нижнем Новгороде и Самаре. Всего же с начала года в результате инцидентов, произошедших в 35 российских регионах, пострадали не менее 360 человек, 73 из них погибли. В 2007 году за аналогичный период пострадали 513 человек, 64 из которых погибли. Основными объектами насилия остаются выходцы из Центральной Азии (с начала года убиты не менее 42 и ранены не менее 83 человек). По данным правозащитников, численность бритоголовых в России составляет 60–70 тыс. человек. 

Далеко за примерами ходить не надо. Сейчас Мосгорсуд рассматривает дело очередной группы скинхедов. 17-летних Артура Рыно и Павла Скачевского обвиняют в совершении 20 убийств и 12 покушений на убийство. В рамках дела обвиняются еще семь членов этой группы: 18-летние Роман Кузин, Виталий Никитин и Иван Китайкин, 17-летние Александр Аникин и Денис Лавриненков, 22-летняя Светлана Авакумова и 15-летний Николай Дагаев. Вчера лидеры банды признались в инкриминируемых им преступлениях. А 22 сентября Мосгорсуд огласил приговор банде бритоголовых, забивших до смерти шахматиста из Якутии. Из 13 молодых людей на момент преступления только один был совершеннолетним. По данным следствия, они избивали граждан ярко выраженной неславянской внешности и снимали это на видео. 

Как рассказали «НИ» в инспекции по делам несовершеннолетних в ОВД Северное Измайлово, проблема в том, что подростки предоставлены сами себе, школа больше не занимается воспитанием.

«Они просто самоустранились», – сказали «НИ». Не последнюю роль, считают милиционеры, здесь играет телевидение и Интернет. Действительно, школа сегодня перестала быть главным инструментом формирования личности и жизненной позиции ученика, считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. «Кроме того, в стране полностью отсутствует единая молодежная политика, несмотря на то, что еще в начале 90-х годов было заявлено о том, что необходимо создавать молодежные неполитические организации и движения, – сообщил «НИ» эксперт. – То есть по интересам, по творческим направлениям. Ничего этого не осуществили». Вместо этого, отмечает г-н Комков, пошел стихийный процесс группирования молодежи вокруг политических структур: сегодня каждая уважающая себя партия держит при себе молодежное движение, например, «Единая Россия», ЛДПР и так далее. Точно так же появились специфические молодежные организации на другой политической основе: экстремистские, так называемые патриотические. «За эти 15 лет вся инфраструктура по работе с молодежью была окончательно разрушена, – с сожалением говорит эксперт. – Дома творчества, спортивные секции и так далее. Молодежная политика была вынесена за скобки. Отсюда мы получаем все вот эти проявления экстремизма, поскольку молодежь в конечном итоге сама себе ищет применение».

По мнению психологов, здесь важно, чтобы рядом был взрослый, который даст подростку систему моральных ценностей, на которые он сможет опереться. «В подростковом возрасте человек самоутверждается, поэтому очень много таких агрессивных проявлений и тенденций, – рассказала «НИ» руководитель Психологического центра Анна Карташова. – Подросток пытается доказать себе и миру, что он уже самостоятельный. Этот агрессивный заряд надо уметь правильно направить. Если рядом находятся нормальные взрослые, которые могут маленькому человеку объяснить какие-то вещи, это очень хорошо. Если такого человека рядом нет, то подростки оказываются в экстремистских организациях, которые направляют эту агрессию в другое русло». Тем более, отмечает г-жа Карташова, в обществе идет идентификация врага с какой-то конкретной нацией. «У нас в социуме бродит очень много идей наподобие того, что плохие там грузины или чеченцы или еще кто-то, – говорит психолог. – Соответственно, заряд агрессии выливается на врага. Ведь подростки все делят на черное и белое».

Евгения Зубченко