Есть ли смысл в программе государственного софинансирования?

На модерации Отложенный С завтрашнего дня начинается прием заявлений от граждан, желающих принять участие в государственной программе софинансирования пенсионных накоплений. Отчисляя с 1 января 2009 года ежегодно часть зарплаты в пределах от 1 до 12 тысяч рублей, можно расчитывать на получение такой же суммы на свой накопительный пенсионный счет от государства. Пенсионеров государство будет софинансировать в двойном размере. Программа будет действовать в течение 10 лет.

Принципиальное решение о том, что часть накопленных за последние годы нефтедолларов пойдет на финансирование перехода от распределительной к накопительной пенсионной системе принято уже давано. Уже в начале этого года, когда Cтабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд правительства и Фонд национального благосостояния, было известно, что последний предназначен именно для стабилизации пенсионной системы. Уточнялись лишь последние детали того, каким именно образом будут тратиться деньги Фонда.

Вопрос о том, имеет ли смысл принимать участие в программе государственного сорфинансирования, однозначного ответа не имеет. Экономическая целесообразность этого будет зависеть от трех обстоятельств. Все они связаны с тем ,что пенсионными накоплениями можно будет воспользоваться лишь по достижении пенсионного возраста, то есть еще не совсем не скоро.

Перспектива повторения кризиса. С одной стороны, сумма, государство фактически гарантирует 100-процентную доходность от вложений, которрые не превышают 12 000 рублей в год. Однако при этом нет абсолютно никакой гарантии, что управляющие компании в долгосрочной перспективе будут достаточно эффективно управлять средствами полученными от работников и государства. В этом году ожидается отрицательная доходность у большинства управляющих компаний, включая и государственный ВЭБ. Если через 10-12 лет, когда у тех, кто сегодня примет решение об участии в программе случится новый кризис, и пенсионные накопления потеряют значительную часть своей стоимости, эти потери могут свести весь эффект от государственного софинансирования.


Инфляция. Как правило, работая с пенсионными деньгам, управляющие компании придерживаются консервативной стратегии, которая чревата меньшими рисками, но зато и характеризуется более низкой доходностью. Как показывает опыт прошлого года, попытка переиграть инфляцию большинству управляющих компаний не удалась. Если же у властей так и не получится обуздать инфляцию, долгосрочные рублевые вложения могут себя не оправдать.

Политическая и экономическая неопределенность. За последние два десятилетия "правила игры" в России так часто менялись, что никакой гарантии того, что предложенная сегодня система сохранится хоть какое-то продолжительное время, дать никто не может. Несмотря на широко анонсированную финансовую и политическую стабильность, российская экономика остается чрезвычайно зависимой от экспортных цен на энергоносители. Поменяйся завтра конъюнктура мировых рынков (а многие считают, что она уже начала меняться из-за угрозы замедления мировой экономики), и перспективы российской экономики будут выглядеть совсем не так радужно ,как выглядят даже еще и сейчас.

Впрочем, совсем не обязательно, что все вышеупомянутые риски реализуются. Вполне возможно, что фондовые рынки уже близки к достижению "дна", после которого возобновится рост ,которые принесет высокие доходы тем, кто сейчас начинает инвестировать. В конце концов, тысяча рублей в месяц - не такие уж большие деньги, чтобы сильно убиваться в случае их потери. Зато за 15-20 лет эти вложения, удвоенные государством могут вырасти во вполне приятную сумму, которая в старости будет совсем не лишней.