Лавров предлагает «Хельсинки-2»

На модерации Отложенный

Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил перед Генеральной Ассамблеей ООН с программной речью о приоритетах российской внешней политики. Лавров заявил, что «мир снова изменился», а архитектура безопасности в Европе не оправдывает себя и нуждается в изменениях. Глава МИД РФ указал, от кого исходит наибольшая опасность миру, и еще раз объяснил, зачем Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

После августовского кризиса на Кавказе мир больше не будет прежним. Система международных отношений требует серьезных перемен, и Россия готова активно в них участвовать. С такими тезисами выступил министр иностранных дел России Сергей Лавров в рамках 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся в Нью-Йорке. В ней приняли участие главы делегаций более чем 120 стран – членов организации. Главной задачей ассамблеи стало обсуждение актуальных проблем современности.

«Мир снова изменился. Стало предельно ясно, что проявленная всеми нами после 11 сентября 2001 года солидарность должна возродиться на очищенных от всякой геополитической конъюнктуры началах, на основе отказа от двойных стандартов в противодействии любым посягательствам на международное право – со стороны террористов, воинствующих экстремистов от политики и любых других», – заявил Сергей Лавров.

По его словам, кавказский кризис доказал, что решать международные проблемы в рамках однополярного мира не только невозможно, но и губительно – слишком велика цена, которую приходится платить в человеческих жизнях.

«Все уже устали быть в роли статистов у грузинского режима, в словах которого нет ни доли правды и чьи внешнеполитические действия направлены исключительно на провоцирование конфронтации в мире ради решения своих собственных задач, не имеющих ничего общего с задачами обеспечения безопасности на Кавказе», – высказался глава МИД.

Он отметил, что признание Россией Южной Осетии и Абхазии стало единственно возможной мерой обеспечения не только их безопасности, но и выживания, учитывая весь опыт отношения к ним грузинских руководителей, начиная с Гамсахурдиа, который в 1991 году под лозунгом «Грузия – для грузин» потребовал депортировать осетин в Россию, отменил автономный статус Южной Осетии и Абхазии, а затем развязал против них войну.

«Тогда удалось остановить ее ценой многих человеческих жизней, создать миротворческие и переговорные механизмы, одобренные ООН и ОБСЕ. Однако нынешнее грузинское руководство последовательно проводило курс на подрыв этих механизмов, прибегая к постоянным провокациям, и в итоге растоптало мирный процесс, начав новую кровопролитную войну в ночь на 8 августа», – подчеркнул Лавров.

Он пояснил, что теперь будущее Абхазии и Южной Осетии надежно защищено договорами Москвы с Сухумом и Цхинвалом, а с реализацией плана Медведева – Саркози обстановка в республиках должна окончательно стабилизироваться. Важно только, чтобы этот план неукоснительно выполнялся всеми.

Говоря о той роли, которую сыграли в освещении грузино-осетинского конфликта СМИ, Лавров призвал принять меры по предотвращению использования прессы для пропаганды войн и нетерпимости.

«Если мы хотим, чтобы правда вновь не стала «первой жертвой войны», необходимо сделать соответствующие выводы, в том числе в плане развития положения Декларации 1970 года о принципах международного права о том, что государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн», – сказал министр.



Отдельное внимание Сергей Лавров уделил существующей архитектуре безопасности в Европе. По его словам, она не выдержала испытания последними событиями и требует серьезных изменений.

«Президент России Дмитрий Медведев, выступая 5 июня в Берлине, выдвинул инициативу разработки Договора о евроатлантической безопасности, своего рода «Хельсинки-2». Начать эту работу можно было бы на общеевропейском саммите с участием как государств, так и всех действующих на этом пространстве организаций», – предложил Лавров.

Также он указал на кризис, возникший в антитеррористической коалиции. По мнению главы МИД России, его причиной стала война в Ираке, нарушившая международное право. Также все больше вопросов возникает и в отношении происходящего в Афганистане.

«Эти и другие факторы позволяют говорить о кризисных явлениях в антитеррористической коалиции. Если поискать суть проблемы, то она, видимо, в том, что этой коалиции недостает коллективного начала, предполагающего равноправное участие всех в определении стратегии и особенно тактики действий», – заявил министр.

Не обошел он стороной и вопрос об эффективности работы ООН. Реформы Совбеза ООН необходимы, и Россия готова приветствовать все предложения в этом направлении.

«Чтобы соответствовать требованиям времени, ООН нуждается в дальнейшем рациональном реформировании в целях планомерной адаптации к меняющимся политическим и экономическим реалиям. Мы в целом удовлетворены ходом реформы, включая первые итоги деятельности недавно созданных Комиссии по миростроительству и Совета по правам человека. Что касается расширения членского состава СБ ООН, то мы будем приветствовать предложения, которые не раскалывают членов Организации, а способствуют поиску общеприемлемых компромиссов и формируют широкое согласие», – отметил Сергей Лавров.

Он добавил, что в рамках развития диалога цивилизаций Россия выступает за создание под эгидой ООН консультативного Совета религий, который будет учитывать возрастающую роль религиозного фактора в международной жизни.

Кроме того, Россия намерена активно участвовать в поиске путей решения главных проблем современности, в том числе мирового финансового кризиса и обеспечения продовольственной и энергетической безопасности.

«Особого срочного внимания и объединения усилий требует нынешний финансовый кризис. Важные инициативы были выдвинуты с этой трибуны президентом Франции, направленные на коллективный поиск путей оздоровления международной финансовой системы с участием ведущих экономик мира. В этом контексте мы поддерживаем дальнейшее становление партнерства нынешних членов «восьмерки» с ключевыми государствами всех развивающихся регионов. Свою роль мог бы сыграть и Экономический и Социальный совет ООН», – подчеркнул глава российской дипломатии.

Он напомнил, что в последнее время в число новых приоритетных направлений деятельности ООН вошли такие задачи, как противодействие изменению климата, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности.

«Эти проблемы имеют глобальный характер, взаимосвязаны между собой, их решение требует глобального партнерства качественно нового уровня – с активной ролью государства, науки, бизнеса, гражданского общества. Россия будет и далее ответственно участвовать в работе различных органов системы ООН и в других форматах по поиску путей справедливого решения всех этих проблем», – резюмировал Сергей Лавров.