В российский прокат вышел фильм «Право на убийство»
На модерации
Отложенный
«Право на убийство / Righteous kill» Джона Авнета, вышедшее на экраны в четверг, имеет все шансы стать настоящей сенсацией. Зрителю в третий раз предоставится возможность увидеть двух величайших актеров – Роберта Де Ниро и Аль Пачино – в одном фильме. Однако, насколько это хорошо, когда в одном кадре находятся актеры одинаковой значимости и уровня, каждый может решить для себя сам.
Изрядно растолстевший Роберт Де Ниро говорит прямо в объектив любительской камеры о том, что он полицейский и серийный убийца, отправивший на тот свет 15 или 16 человек. И то, что происходит дальше, - история, переданная его словами.
История заключается в том, что два копа (Де Ниро и Пачино) расследуют дело о загадочном убийце, чей почерк прослеживается во всех смыслах, включая буквальный. Около каждого трупа находят клочок бумаги, на котором от руки написано несколько зарифмованных строчек. Трупы тоже не так просты: каждый из них – потенциальный преступник, тем или иным способом ушедший от тюремного наказания или другого возмездия. Это сутенеры, наркоторговцы, насильники, русские мафиози и прочее отребье.
Таким образом, убийца оказывается этаким Робином Гудом, но это мало волнует парочку полицейских предпенсионного возраста и еще двух молодых служителей закона (Легуизамо и Джон Уолберг), которых то ли приставляют к первым, то ли они случайно постоянно сталкиваются у одних и тех же трупов. Волнует детективов одно: убийца досконально знает все дела своих жертв, то есть это может быть только коп, даже хуже: он один из четверых. Или пятерых: Де Ниро сожительствует с профессионалкой из криминологического отдела (Карла Гуджино), которой тоже многое известно.
Так как Роберт Де Ниро раскрывается прямо на начальных титрах и так как, помимо прочего, именно его герой сразу оказывается под подозрением, то зрителю становится понятно с первых минут, что не всё так просто. Что подвоха можно ждать где угодно и откуда угодно. Режиссёр, Джон Авнет, ещё больше убеждает зрителя в этом мнении: в каждом кадре что-то недоговаривают, недопоказывают и много чего еще недо-.
Авнет – режиссёр с очень сомнительной репутацией. Если и есть что вспомнить в его короткой фильмографии, так это только предыдущую работу «88 минут», тоже с Пачино, которая настолько незаметно появилась на американских экранах, что её быстро выпустили на DVD и успокоились. Авнет больше известен как продюсер и тоже весьма странного толка: среди множества телепроектов выделяется «Небесный капитан и Мир будущего», который чаще всего упоминается не в связи с передовыми спецэффектами и экстравагантной картинкой, а в связи с провалом этого амбициозного фильма. Так что если у зрителя будут претензии к «Праву на убийство», то вопросы можно адресовать непосредственно режиссеру.
А претензии будут. Дело не в том, что фильм с таким актерским составом очень сыро приняли в США (четвертое место в прошедший уик-енд).
Дело в том, что история, которую можно было бы подать как конфетку, может многим показаться скучной, вялой и попросту неинтересной. Это при всём при том, что сценарий нельзя назвать плохим, диалоги прекрасные, а некоторые фразы так и просятся в цитатник. Дело в другом.
Главная проблема – исполнители главных ролей. Совершенно неважно, что одного копа зовут Тёрк, а другого – Рустер. Важно то, что одного играет Роберт Де Ниро, а другого – Аль Пачино. Два главных актера современного голливудского и мирового кинематографа, которые ни разу не снимались по-настоящему вместе. Если с «Крестным отцом – 2» всё понятно: там их герои живут в разных временных рамках, то в «Схватке» хоть и есть сцены, где они взаимодействуют, но некоторые особенно острые на глаз критики заметили, что в фильме Майела Манна нет ни одной секунды, где бы Де Ниро и Пачино оказались вместе в одном кадре. Ходит даже то ли легенда, то ли анекдот, что легендарный диалог в «Схватке», когда два антагониста беседуют с глазу на глаз в некой забегаловке, был снят по отдельности: сначала Робби, потом – потом Пачино.
В любом случае, Пачино и Де Ниро в одном фильме, в одном кадре, третий (или первый – кому какая версия нравится) раз в жизни – это должна была быть бомба. Но бомбы не произошло. Не будем спихивать всё на режиссёра. Просто в «Праве» совершенно понятно, что эти двое не могут и не должны быть в одном кадре, да еще и играть вроде как партнеров-полицейских.
Пачино и Де Ниро – это вечный постоянный конфликт. Конфликт отца и сына. Конфликт гангстера и полицейского. Одной актерской школы с другой. В фильме Авнета два – будем честны – престарелых актера, перестреливаются шуточками-цитатами, но конфликта нет. По крайней мере, из 100 минут экранного времени 80 – это хождение туда-сюда двух полицейских, делающих вид, что они все еще в форме. Пускай один из них яростен и зол, а другой – деликатен и дипломатичен. Пускай один играет в бейсбол, другой - в шахматы. Бомбы между ними нет, искры для запала, даже в финале, не происходит. Ни тот, ни другой не пытается сказать, что он лучше. И от этого очень грустно.
В остальном, «Право на убийство» - это вполне крепкий детектив, со своими тайнами и страхами. Но как только появляются два легендарных актера, об этом сразу забываешь и начинаешь – напрасно - ждать откровения. Поневоле позавидуешь русскому актеру Тактарову: «Надо же, в одной сцене с Пачино сыграл!» Хотя, возможно, и здесь есть происки монтажа, так как Тактаров, играющий разбитого параличом гангстера, и Пачино, кажется, в одном кадре не присутствуют. Смотреть на медленной скорости. Хотя, куда уж медленнее.
Комментарии