В борьбе за место под солнцем люди забывают о духовном

На модерации Отложенный Под убаюкивающие разговоры о единстве нации россиян настойчиво учат рвать друг друга на части и вырывать куски из чужих глоток. Уже никто не может быть спокоен за свое положение: ни клерк со средней зарплатой, ни жена престарелого олигарха. Однако все незыблемо уверены в благотворности конкуренции, которую в прежние века называли соперничеством и осуждали.

На телевидении то возникают, то исчезают передачи, в которых люди должны ради приза соперничать друг с другом. Самые избитые примеры – «Дом-2» и «Слабое звено». В таких передачах участники должны плести друг против друга интриги и выгонять соперников из игры.

Этим и другими способами людям вдалбливают в головы, что бороться друг с другом за что-то - не стыдно и не порочно, напротив -даже очень выгодно. В предыдущие века людей учили совсем другому. Конфуций говорил: «Благородный муж ни в чем не состязается, а если уж необходимо, то разве в стрельбе; но и в этом случае он поднимается в зал, приветствуя своих соперников и уступая им, а спустившись – пьет чару вина. И в этом состязании он остается благородным мужем».

Однако сейчас большинство людей признают конкуренцию явлением нормальным и естественным. Как-то раз одна малоизвестная телеведущая, рассказывая о своей личной жизни, поведала телезрителям, что быть женой – дело весьма сложное и ответственное: «Ведь вокруг полно молодых, красивых и шустрых девчонок. Сама такой была, знаю».

Чуть ли не с советских времен женщинам постоянно внушают, что если они вышли замуж, то им нельзя расслабляться, если они не хотят, чтобы их мужей уводили у них из под носа, они должны постоянно следить за своим внешним видом и даже по квартире ходить с макияжем на лице. И они следят – и с макияжем по дому ходят, и пироги по выходным пекут, но вот мужей все равно уводят. Что поделаешь – конкуренция. Как бы ты там глаза не красила, но если тебе уже 50 лет, ты не выдержишь конкуренции с 20-летней девушкой. Причем, если от какой-нибудь женщины ушел муж, общество осуждает ее, а не его: дескать, какая клуша, не смогла удержать мужика!

Тем самым все переворачивается с ног на голову. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) сказал в 1947 году в одной своей проповеди: «Сколько стало безжалостных мужчин, которые, чтобы удовлетворить свою похоть с другой нечистой женщиной, бросают своих жен с детьми на произвол судьбы. И вы, несчастные прелюбодеи, дадите Богу страшный ответ за ту кровь, которой обливалось сердце вашей жены, покинутой ради прелюбодейки».

Никогда в прежние века людей не учили на государственном уровне рвать друг друга в клочья, и не объясняли, что это – залог успеха. И раньше человек легко мог узнать о том, что соперничество – дело не только постыдное, но и опасное. Грассиан писал несколько веков назад в своем «Карманном оракуле»: «Не ввязываться в соперничество. Где состязание, там во вред любое притязание: один другого порочит, чтобы себя упрочить. Мало кто борьбу ведет честную. Противник живо найдет недостатки, о которых позабыла учтивость: многие пребывали в почете, пока не появились соперники. Жар распрей воскрешает погребенный позор, выкапывает вонючие нечистоты, давние и древние. Начинается обличение пороков, в ход идет все, что можно, пусть и не должно».

Причем, в других местах Грассиан подробно описывает, каким образом нужно бороться с себе подобными. Но борьба и соперничество – это разные вещи. В соперничестве, когда несколько человек рвутся к одному призу, пихая друг друга локтями, есть что-то унизительное и омерзительное.
А борьба бывает разная – она может вестись честными методами и с благородными целями.

Сейчас никто не говорит правды о том, в кого превращаются люди, ведущие конкурентные войны на общественном поприще, и каково приходится их родным и близким жить с такими чудовищами. Описания таких людей можно найти, пожалуй, только в старинных книгах.

Преподобный Ефрем Сирин утверждал, что соперничество всегда соседствует с завистью. О человеке, побежденном этими пороками, он пишет в «Слове о добродетелях и пороках»: «Сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью, и силы истощаются. Всем он несносен, всем он враг, всех ненавидит, перед всеми лицемерит, всем строит козни, перед всяким носит личину, ныне дружится с одним, а завтра – с другим, и в расположении ко всякому изменяется, подделывается к желанию каждого, и чрез несколько времени всякого осуждает, чернит одного перед другим и каждого с каждым путает. Итак, страшная отрава – зависть и соперничество: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства».

Наш миф гласит, что конкуренция – дело само по себе честное. Но как бы честно ты ни конкурировал поначалу, рано или поздно ты увеличишь для себя область дозволенного: неудержимое стремление к цели ослепляет. Да и к тому же сейчас большинство людей имеет о морали весьма смутное представление.

Дело усугубляется тем, что теперь мало кто знает о существовании возмездия за дурные поступки. Поэтому люди как слепые котята расшибают себе лбы, потом воют и зализывают раны, но снова рвутся в бой.

«Кто ходит непорочно, тот будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них», – говорится в Ветхом Завете, в Притчах Соломона. А во 2-й Маккавейской книге Ветхого Завета сказано: «Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время».

Даже древние язычники понимали, что не остаются без возмездия те, кто преступил границы дозволенного. Вот, например, древний грек Полибий пишет во «Всеобщей истории» о царях, которые сплели интригу против египетского правителя: «Судьба впоследствии подвергла этих царей заслуженному наказанию, а потомству оставила пример внушительнейшего предостережения».

И даже совсем недавно, в советское время, весьма ходовой была пословица, гласящая: «На чужом несчастье своего счастья не построишь».

Благодаря внедрению в массовое сознание мифа о допустимости и благотворности конкуренции, наше общество постепенно превращается в клубок извивающихся и жалящих друг друга змей. Страдают от этого все. Ведь сегодня проглотишь кого-нибудь ты, а завтра растерзают тебя. Количество людей, с которыми невозможно жить мирно, увеличивается за счет того, что помимо существ изначально порочных, на путь соперничества встают и люди по своей натуре порядочные, но обманутые мифотворцами.

Фактически людей стравливают друг с другом, отвлекая от более серьезных проблем и направляя их энергию на ничтожные цели. Ведь когда члены общества заняты мелкой возней, им некогда анализировать то, что происходит на государственном и межгосударственном уровнях. И уж тем более им некогда думать о вещах более высоких – о мире духовном, для которого, собственно, и был создан человек в отличие от животных.

Алла Тучкова