Влияние президента Венесуэлы на региональную политику сокращается

На модерации Отложенный Даже если отправка Россией дальних бомбардировщиков в Венесуэлу на совместные военные учения не возвещает о начале новой 'холодной войны', она вновь свидетельствует о том, что Уго Чавес стал основным источником нестабильности в полушарии. Уточним, что президент Венесуэлы крайне непопулярен в Латинской Америке (и все более непопулярен на родине), а его влияние на региональную политику сокращается. Но высокие цены на нефть дали ему достаточно силы для того, чтобы создавать неприятности и угрожать интересам США.

Заявление Венесуэлы о намерении провести учения совместно с российскими силами было отчасти реакцией на политику США в области безопасности. Несколько месяцев назад ВМС США объявили о воссоздании Четвертого флота, упраздненного в 1950 г. Четвертый флот будет отвечать за военно-морские операции США в водах Латинской Америки и Карибском море. Планируя сложные военные маневры с участием российских боевых кораблей, Чавес дерзко бросает вызов янки (разумеется, у Кремля есть свои причины создавать головную боль Вашингтону).

Карманы Чавеса распухли от нефтедолларов; он тратит миллиарды на закупки российского оружия. Кроме того, он наладил отношения с Ираном, которые становятся все более теплыми. Как сообщала недавно Los Angeles Times, западные чиновники опасаются, что поддерживаемая Ираном террористическая группа 'Хезболла' использует Венесуэлу в качестве базы для своих операций'. Представитель одной из западных антитеррористических структур заявил Times, что отношения между Венесуэлой и Ираном 'приобретают характер стратегических'.
В середине июня министерство финансов США установило, что два венесуэльца - бывший венесуэльский дипломат Гази Наср-аль-Дин (Ghazi Nasr al Din) и сотрудник туристического агентства Фаузи Кан'ан (Fawzi Kan'an) финансируют 'Хезболлу', и заморозило их активы. Адам Шубин (Adam J. Szubin), директор управления министерства по контролю над зарубежными активами (OFAC) обвинил правительство Венесуэлы в том, что оно 'принимает на работу координаторов и фандрейзеров 'Хезболлы', создавая им условия для безопасной деятельности'.

В своем последнем исследовании на тему глобального терроризма, обнародованном в апреле этого года, государственный департамент отмечает, что в марте 2007 г. 'Иран и Венесуэла организовали еженедельные авиарейсы, осуществляемые Iran Airlines и соединяющие Тегеран и Дамаск с Каракасом. Пассажиры, летающие этими рейсами, не проходят иммиграционный и таможенный контроль в международном аэропорту им. Симона Боливара'. В июне 2007 г. подозреваемый в подготовке теракта в международном аэропорту Нью-Йорка им. Джона Кеннеди 'был арестован в аэропорту Порт-оф-Спейн на о. Тринидад, на борту самолета, направлявшегося в Каракас, Венесуэла. У него был билет до Тегерана. Получить венесуэльское гражданство и все необходимые документы по-прежнему легко, и это делает Венесуэлу потенциально привлекательным перевалочным пунктом для террористов'.

Говоря о террористах, следует отметить, что в последнее время заметно прояснились связи Чавеса с колумбийскими террористами-наркоторговцами из движения ФАРК. Несколько месяцев назад колумбийские военные устроили налет на базу боевиков ФАРК и обнаружили в их компьютерах подробные данные об усилиях Венесуэлы по вооружению и финансированию этой левацкой группировки. На прошлой неделе, вскоре после выдворения посла США из Каракаса, министерство финансов заморозило активы трех венесуэльцев - двух высокопоставленных офицеров разведки и бывшего члена правительства, которые были обвинены в финансировании ФАРК.

'Как нам стало известно, два высокопоставленных представителя правительства Венесуэлы и один бывший чиновник вооружали, финансировали и поощряли ФАРК, движение, которое терроризировало и похищало невинных людей', - заявил глава OFAC Шубин.
Утверждается, что один из этих венесуэльцев, бывший министр внутренних дел и юстиции Рамон Родригес Часин (Ramon Rodriguez Chacin), пытался 'в конце 2007 г. организовать выдачу кредита в 250 миллионов долларов венесуэльским правительством ФАРК'. Руководство ФАРК активно занимается контрабандой наркотиков. Поддерживая его, Венесуэла помогает преступной сети с глобальными связями.

Как писал в конце 2007 г. венесуэльский экономист и редактор журнала Foreign Policy Мойсес Наим (Moises Naim), Венесуэла при Чавесе 'превратилась в крупный узел международных преступных синдикатов. Их привлекает не местный рынок: главное для них - это те великолепные условия, которые Венесуэла предлагает каждому, кто заправляет глобальной преступной сетью'. По словам Наима, 'высокопоставленный офицер голландской полиции сообщил мне, что он и его европейские коллеги проводят больше времени в Каракасе, чем в столице Колумбии Боготе, и что главы многих крупных преступных картелей действуют безнаказанно и эффективно из Венесуэлы'. Несколько недель назад колумбийский наркобарон по имени Эдгар Вальехо Гуарин (Edgar Vallejo Guarin) был арестован в Мадриде. Как сообщало агентство Reuters, 'испанская полиция установила, что Вальехо Гуарин воспользовался венесуэльскими документами для получения вида на жительство в Испании под именем Хайро Гомес (Jairo Gomez)' (курсив наш). Чавес вовсе не представляет латиноамериканское левое движение и обладает меньшей властью, чем кажется. Тем не менее, его режим стал угрозой демократии и стабильности во всем регионе. В последнем номере Foreign Affairs бывший министр иностранных дел Мексики Хорхе Кастаньеда (Jorge Castaneda) утверждает, что некоторые региональные державы - в частности, Мексика и Колумбия - не склонны идти на конфликт с Чавесом, потому что их 'пугает перспектива быть брошенными Вашингтоном на произвол судьбы'.

Увы, этот страх не иррационален. То, что Конгресс до сих пор не ратифицировал соглашение о свободной торговле с Колумбией, самым близким и важным союзником США в Южной Америке, оказывает глубоко негативный эффект на восприятие США как надежного партнера. Между тем, как отмечает Кастаньеда, недавний американо-мексиканский спор о двустороннем пакете помощи (инициатива Мериды) поставил президента Мексики Фелипе Кальдерона (Felipe Calderon) в неловкое положение. 'В любом случае, - пишет Кастаньеда, - в результате этого инцидента, Кальдерон стал более опасливо относиться к ведению войны идей против Чавеса и братьев Кастро'.

Урок для Джона Маккейна и Барака Обамы ясен: следующий президент США должен недвусмысленно подтвердить готовность США к поддержке и защите демократических партнеров Америки в Латинской Америке. Это, помимо прочего, означает давление на Конгресс с целью ратификации американо-колумбийского соглашения о свободной торговле, оказание помощи Мексике в ее все более кровопролитной войне с наркотиками и углубление регионального сотрудничества. Кроме того, Соединенные Штаты должны продолжать принимать меры финансового характера против тех венесуэльцев (представителей властных структур и не только), которые финансируют террористические группировки и глобальные преступные сети.

Чавес часто говорит и действует как клоун; его риторика и фиглярство могут быть в высшей степени смехотворными. Однако, в силу того, что журналист Майкл Рид (Michael Reid) в своей книге 'Забытый континент' (Forgotten Continent) называет 'исторической случайностью' - недавнего взлета цен на нефть - венесуэльского диктатора невозможно игнорировать.