Война на Кавказе: особенности грузинской и российской пропаганды
На модерации
Отложенный
В период резкого обострения отношений между странами наибольший патриотический заряд граждане получают из телевизора. "Власть" изучила особенности грузинской и российской телепропаганды.
В Грузии сразу после начала боевых действий и введения военного положения комиссия по регулированию коммуникаций распорядилась прекратить трансляцию по кабельным сетям (ретрансляции через вышки уже давно нет) всех российских телеканалов и отключить интернет-домен "ру", ссылаясь на необходимость защиты от враждебной пропаганды страны, осуществившей оккупацию Грузии.
Центральные грузинские телеканалы "Общественное грузинское телевидение", "Рустави 2", "Имеди", "Мзе" выпускали информационные передачи в обычное время, но тональность этих программ и сюжетов несколько отличались от обычных. Много времени занимают патриотические видеоклипы, рассказывающие о сражениях на фронте и митинге на проспекте Руставели — в поддержку президента и армии. В одном из таких клипов на митинге выступает известный артист Гурам Сагарадзе, который читает строки Шота Руставели: "Лучше умереть с честью, чем жить с позором". Затем идут кадры с российским бомбардировщиком, наносящим ракетно-бомбовый удар по Гори, кадры с грузинскими солдатами, идущими в бой, и митинг с тысячами государственных флагов, нас фоне которых, взявшись за руки, стоят на помосте президенты Грузии, Литвы, Эстонии и Польши.
Патриотическо-рекламную кампанию используют в своих целях и коммерческие структуры. Например, в эфире можно увидеть такой клип: на фоне грузинского государственного флага надпись на экране и голос за кадром: "Мы испытали на протяжении нашей истории много боли, но и много раз победили — "Элит Электроникс"" (компания — дистрибутор бытовой техники).
Однако героическая линия постепенно становится пунктирной. На первый план все чаще выходят сюжеты, объединенные другой общей идеей: варварского нашествия на маленькую мирную благополучную страну.
Когда российские войска уже дошли до Гори, на грузинском телевидении несколько дней крутили любительский видеосюжет, снятый российским солдатом, видимо, на мобильный телефон. В кадре — российские военные, разгуливающие по грузинской казарме и с возмущением (выражаемом в основном ненормативной лексикой) обсуждающие условия, в которых жили грузинские солдаты: кровати, полы, отдельные комнаты для командиров отделений, оставленные кроссовки. Солдаты сокрушаются: "Мы-то вот живем как бомжи, а у них тут все было!.." А потом делают радостный вывод: "И все это они проебали!"
Такой ролик вряд ли появился бы в эфире, если бы грузинские власти ставили своей целью поднятие боевого духа. А вот идею барышни под пятой хулигана он выражает идеально.
Вот несколько новостных сюжетов, показанных каналом "Рустави 2" 9 сентября.
Сюжет 1. Самолеты вместо птиц
Диктор: Министерство обороны публикует данные о нарушении российскими самолетами воздушного пространства Грузии. Грузинское правительство уже выразило официальный протест в связи с этим. Вчера в течение 45 минут российский самолет находился в воздушном пространстве нашей страны. Он летал над Цхинвали — по всей видимости, с разведывательной целью.
Видеоряд: показан монитор радара, на котором видно, как самолет, обозначенный флажком, передвигается из воздушного пространства России в сторону Грузии и летает в воздушном пространстве страны в основном над территорией Южной Осетии.
В конце сюжета комментарий госминистра по реинтеграции Тимура Якобашвили: Нужно прекращать оккупацию, и тогда через границу будут летать только перелетные птицы.
Сюжет 2. Колючая проволока вместо пропуска
Диктор: Русские оккупанты не пропустили в грузинское село на оккупированной территории еще одну международную миссию. Они заставили повернуть назад заместителя председателя парламента Чехии. Но 29 сентября в Тбилиси приедет более многочисленная делегация из Чехии.
Видеоряд: Блок-пост российских войск у села Каралети. Показывают надпись на щите с названием села по-грузински. Крупным планом показан российский десантник, который что-то говорит в рацию. Перед ним (спиной к камерам) стоят члены чешской делегации, ожидая ответа. Видны бетонные плиты, колючая проволока, загораживающая дорогу, вокруг которой с обеих сторон чистое поле.
Комментарий чешского депутата: Нам сказали, что проехать нельзя, хотя нам было бы интересно ознакомиться с ситуацией. Но если нам нельзя проехать в Южную Осетию, мы поедем в грузинский Гори и ознакомимся с ситуацией там.
Сюжет 3. Беженцы
Диктор: С помощью международных организаций грузинской стороне удалось вывезти из Южной Осетии 29 грузин, которых там удерживали. Они решили выехать после того, как против них было усилено давление. Им угрожали смертью. Грузины вывезены с помощью Международного "Красного креста".
Видеоряд: Дорога в Цхинвали; передвижение машин "Красного креста" через российские блок-посты, автобус с беженцами, движущийся в сторону Гори. В автобусе в основном старики, бывшие жители грузинских сел Южной Осетии.
Говорит старушка: В нашей деревне все сровняли с землей, сожгли все дома.
Говорит мужчина: Мы туда больше вернуться не сможем: нашей деревни больше нет. Куда же нам возвращаться?
Сюжет 4. Взрывы в мирных селениях
Диктор: В регионе Самегрело российские оккупанты ведут работы по укреплению всех 14 блок-постов. На всех блок-постах стоят БТРы и дежурят снайперы. Русские открыли дополнительный блок-пост в Поти в районе Набада. А в городе Сенаки грузинские саперы уже пятый день уничтожают мины и невзорвавшиеся бомбы, оставленные и сброшенные оккупантами.
Видеоряд: Передвижение российских военных колонн по дорогам западной Грузии. Солдаты на броне с автоматами и пулеметами. Танки и БТР на улицах Поти. Подрыв мин и неразорвавшихся снарядов в поле недалеко от города.
Сюжет 5. Войска мешают детям
Диктор: У блок-постов оккупантов проводятся акции протеста. В городке Хоби акцию протеста против блок-поста, установленного недалеко от школы, провели школьники и учителя.
Видеоряд: Манифестация с участием нескольких сотен человек. Плакаты "Остановить Россию!" на английском языке. Школьная учительница на фоне российского БТР и колючей проволоки, огораживающей блок-пост.
Говорит учительница: Российские военные находятся в ста метрах от школы, и это мешает учебе.
Говорит глава администрации Хоби: Наш народ не смирится с пребыванием оккупантов и захватчиков на нашей территории. Здесь недалеко школа и спортивная площадка. Дети не могут учиться и играть.
Сюжет 6. Оккупанты не уважают суд
Диктор: В международном суде в Гааге начинаются слушания по иску Грузии против России по обвинению в этнических чистках. У грузинской стороны есть все необходимые доказательства.
Видеоряд: Зал судебных заседаний, адвокаты грузинской и российской сторон. Виды Гааги. Вновь зал заседаний. Российский адвокат ухмыляется. В зал заходят судьи - все встают.
По телефону говорит министр юстиции Ники Гварамия: Заявление представителя МИД России о том, что суд можно тянуть годами, несерьезно и некорректно. Это недостойно самолюбивой страны, радеющей за сохранение своего международного имиджа.
Российский пропагандистско-новостной стиль принципиально отличается от грузинского. В качестве примера приводим сюжеты из новостей "Первого канала" за тот же день — 9 сентября.
Сюжет 1. Все идет по российскому плану. Саакашвили мешается под ногами
Диктор: Грузия согласилась с расширенным вариантом мирного плана Медведева-Саркози, направленного на стабилизацию ситуации на Кавказе.
Видеоряд: Никола Саркози зачитывает итоговое заявление, Михаил Саакашвили с кипой бумаг в руках обращается к президенту Франции.
Корреспондент: Документ, которым размахивал президент Саакашвили на совместном брифинге с Николя Саркози, —- это железная гарантия всего Евросюза, что Грузия не начнет вдруг новую военную операцию и не сделает первой ни одного выстрела по Южной Осетии и Абхазии...
...А в самом Вашингтоне между тем все громче звучат недовольства по поводу обещаний выделить Грузии из бюджета США 1 миллиард долларов. Конгрессмен-демократ Шейла Джексон Ли накануне во всеуслышание заявила, что сейчас Америке совсем не время разбрасываться такими огромными деньгами... Надежды на столь внушительную финансовую помощь у Грузии еще весьма призрачные. А между тем экономический ущерб, который страна нанесла сама себе, эксперты оценивают как раз в 1 миллиард долларов США.
Видеоряд: Саакашвили пытается приобнять Саркози для съемки перед журналистами, но Саркози, не замечая этого, отходит в сторону, грузинский президент растерян.
Сюжет 2. Россия заставляет Европу отвечать за Саакашвили. Саакашвили — дурак
Диктор: Новый этап в укреплении позиций Абхазии, Южной Осетии как самостоятельных государств. Сегодня Россия согласовала с ними договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в том числе военной...
Видеоряд: Кадры улиц Сухуми. На экране появляются несколько человек, которые в небольшой комнате смотрят телевизор, настроенный на "Первый канал". Ведущий новостей неразборчиво что-то объявляет, люди аплодируют и смеются.
Корреспондент: В Сухуми говорят, что если будет нужно, построят для нашего дипкорпуса новое здание. Сегодня весь день жители Абхазии не отходили от экранов телевизоров, они ждали исторического события. Аплодисментами встречали первый сюжет в выпуске новостей.
Видеоряд: МИД России.
Следует рассказ о встрече министров иностранных дел России, Южной Осетии и Абхазии, плавно переходящий во встречу Дмитрия Медведева и Анатолия Сердюкова, обсуждающих размещение военных баз в Южной Осетии и Абхазии.
Видеоряд: Колонна российских вооруженных сил, Медведев и Сердюков, карты Южной Осетии и Абхазии с флажками на месте предполагаемых баз. База российских миротворцев. Военнослужащие, бронетехника. Снова Медведев и Сердюков.
Медведев: Чем больше там будет наблюдателей, тем, вне всякого сомнения, лучше, потому что, я надеюсь, это, как минимум, будет останавливать грузинский военный режим от совершения дурацких поступков...
Переход к пресс-конференции Сергея Лаврова.
Видеоряд: Лавров, кадры встречи Саакашвили с Саркози, Верховным комиссаром ЕС Хавьером Солана и председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу.
Корреспондент: ...По словам Лаврова, теперь по обязательствам Саакашвили о ненападении отвечает и Евросоюз. Впрочем, как отметил глава МИД, президент Грузии продолжает лгать, выставляя Россию агрессором.
Сергей Лавров: Он вновь заявлял, что Грузия не начинала этой войны, что ее начала Россия, что Россия оккупировала Грузию, и позволил себе даже сказать о том, что Россия уже не первый раз оккупировала Грузию, и сослался на то, что это уже происходило в XVIII веке. Видимо, он имел в виду Георгиевский трактат, который позволил Грузии сохранить свою страну перед лицом угроз совсем из другого направления, и Грузия искала защиту у России.
Видеоряд: Архивные кадры, на которых изображен, судя по всему, тот самый Георгиевский трактат. Также на экране появляется старая черно-белая съемка никак не обозначенной встречи высокопоставленных лиц (очевидно, съемка XVIII века). Затем возобновляется пресс-конференция Лаврова.
Лавров: Я догадываюсь, где господин Саакашвили получал образование, в том числе, видимо, и историческое. И такое оскорбительное отношение к истории, к истории собственного народа, к истории его связей со своими соседями ну просто наводит на мысль, что почему-то подобного рода вещами занимаются именно те руководители, которые безудержно тащат свои страны в Североатлантический альянс.
Объединительную идею отечественных телесюжетов можно сформулировать как "Алле, я сказал!". Их постоянный герой Михаил Саакашвили предстает как недополучивший ремня подросток, Никола Саркози — как суетливый официант, который никак не может правильно записать заказ, представители международных организаций — как высыпавшие из подъезда старушки, которые робко уговаривают разъяренного короля двора: "Не бей его больше, ему уже хватит!" Не Россия и Грузия под давлением мирового сообщества дают какие-то обязательства, а Грузия и остальной мир пишут план урегулирования под диктовку России.
Грузинские новости рассказывают о событиях в районе конфликта, российские — о событиях в высоких кабинетах.
Если героями грузинских телесюжетов становятся по преимуществу "простые люди", то российские рассказывают почти исключительно о "начальстве". Другое дело, что начальство иногда выражается так, что никакое простонародье уже не нужно.
Георгий Двали, Николай Гулько
Комментарии