Лидеры Евросоюза поставили себя в смешное положение
На модерации
Отложенный
Внеочередной саммит ЕС в Брюсселе, последствиями которого целую неделю стращали Россию западноевропейские СМИ, завершился вполне логично и предсказуемо. Как и ожидалось, главы европейских государств спустили на тормозах тему санкций, которыми они начали пугать Москву после признания независимости Южной Осетии и Абхазии.
Однако коль скоро такое важное мероприятие, как чрезвычайный саммит ЕС, не могло закончиться ничем, его участники решили, во-первых, взять паузу, а во-вторых, сделать хорошую мину при плохой игре.
По итогам саммита председатель Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозо сделал заявление о том, что Евросоюз принял решение «отложить переговоры о стратегическом партнерстве с Россией до вывода российских войск с территории Грузии». Комментируя эту фразу, западные СМИ уже поспешили оповестить мир, что ЕС выдвинул Москве «настоящий ультиматум».
Сложно, однако, сказать, что конкретно имел в виду высокопоставленный еврочиновник. Следующий раунд переговоров по этому вопросу должен пройти почти через две недели, 15 сентября. Саммит Россия–ЕС намечен на 14 ноября. Похоже, в оставшиеся две недели (или два с половиной месяца) наши европейские партнеры будут лихорадочно думать, что им делать дальше. А вариантов, увы, немного: либо констатировать, что пребывание российских войск в зоне безопасности за пределами Абхазии и Южной Осетии не есть их нахождение «на территории Грузии», либо замораживать переговоры над соглашением, которое нужно ЕС гораздо больше, чем РФ. И наказывать тем самым самих себя.
Как показал опыт польского «мясного кризиса», Москва на такие угрозы (как, впрочем, и на все остальные «беспрецедентно жесткие» заявления ЕС), как правило, не реагирует.
Единственное реальное действие, принципиальное соглашение о котором достигнуто в Брюсселе, это вопрос о «помощи Грузии», которую должен оказать Евросоюз. Называя вещи своими именами, европейцы решили дать Саакашвили денег, чтобы он перестал шантажировать их обвинениями в «предательстве» и «оставлении на произвол судьбы». Вопрос лишь в том, сколько получит «Мишико», ибо его аппетиты постоянно растут и с каждым днем он требует все больше и больше.
Показательна в этом смысле история, приключившаяся с традиционно считающимся «невезучим» британским премьером Гордоном Брауном. Преемник Тони Блэра, похоже, стал самым смешным участником европейской дискуссии о «путях наказания России».
Несколько дней назад Саакашвили сделал Брауну публичную выволочку в телеэфире, обвинив его в безразличии к собственной персоне. По словам «Миши», Саркози, Меркель и даже глава британской оппозиции Дэвид Кэмерон обрывали провода на его президентском телефоне, а Браун, мол, позвонил всего лишь один раз. После этого Браун сразу же «исправился» и произнес речь о плохом поведении России, которая не понимает правил «большой восьмерки», ВТО и Организации экономического сотрудничества. Неизвестно, позвонил ли после этого Браун Саакашвили для отчета о проделанной работе, но сам факт того, что мелкий кавказский царек диктует линию поведения английскому премьер-министру, стал позорным эпизодом в истории Соединенного Королевства.
В остальном можно уверенно сказать, что брюссельская гора родила мышь. Все заявления о том, что «Россия должна быть наказана», «не имеет права сидеть с нами за одним столом» и т.д., оказались лишь надуванием щек и не более того. Чтобы исправить положение, европейские лидеры решили устроить спектакль с «прощением России» при условии дальнейшего «хорошего поведения». Николя Саркози с присущим ему пафосом продекларировал, что «холодную войну устраивать не надо», «словесные баталии, санкции и антисанкции – все это никому не нужно».
Предлагаю обратить особое внимание на слово «антисанкции», о которых упомянул французский президент. Об «энергетическом оружии» Москвы больше всего в последние дни говорили в Германии, которая и в самом деле является крупнейшим импортером российского газа. С другой стороны Франция, развивающая атомную энергетику и покрывающая за ее счет до 80% национальных потребностей в электроэнергии, не является «энегозависимой» от России страной. Но вот потерять контракт на разработку Штокмановского месторождения французский концерн Total может вполне, после чего Саркози лишится поддержки национальной бизнес-элиты. Существенно осложнится может и работа ТНК-BP, где британское участие уже давно стало фактором, тормозящим развитие бизнеса.
«Евроатлантическое» единство (или, переводя на русский язык, полное подчинение политики ЕС рекомендациям США) является, таким образом, слишком дорогим удовольствием для европейских столиц. И платить за него требуемую цену они пока явно не готовы.
Комментарии