Чиновники на местах продолжают \"кошмарить\" предпринимателей

На модерации Отложенный

Облегчат ли малому и среднему бизнесу жизнь, как это обещал президент России Дмитрий Медведев? Этот вопрос активно обсуждается с того самого момента, как знаменитое требование перестать "кошмарить" бизнес было произнесено. Уже документ, ограничивающий количество проверок, внесен в Госдуму, и оптимисты утверждают, что бизнес, наконец, получит защиту от произвола чиновников. Пессимисты же, ссылаясь на весь предыдущий российский опыт, утверждают: какие бы законы ни принимались, чиновники на местах (а малый и средний бизнес – их вотчина) найдут способ, как иметь с предпринимателя кусок колбасы для своего бутерброда.

Напомним, первым сенсационным предложением Дмитрия Медведева, высказанном на мартовском заседании президиума Госсовета, было предложение полностью запретить визиты контрольных органов на малые предприятия без решения прокуратуры или суда.

"Я думаю, что у ряда сотрудников пожарных служб, эпидемиологического надзора, милиции эта мера вызовет как минимум очень сложные эмоции, если не сказать о предынфарктном состоянии, потому что это в основном то, чем они занимаются, и то, на чем зарабатывают деньги – и официально, и неофициально", – заявил Дмитрий Николаевич. И уже в мае вышел президентский указ о развитии малого бизнеса. Он в частности содержал поручение правительству в двухмесячный срок разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов, ограничивающих количество проверок до одного раза в три года (кроме налогового контроля). Именно это поручение и было выполнено в середине августа: законопроект передан в Госдуму и даже получил одобрение еще до обсуждения. Депутаты, прежде всего, от "Единой России" уже заявляют, что законопроект "имеет революционный характер", что его принятие в качестве закона "позволит на порядок снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность", поможет устранение избыточных административных барьеров.

Увы, серьезные эксперты куда более осторожны в своих оценках. "В общем, на практике не происходит ничего особенного, – говорит вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, – хотя и деклараций много, и политическая воля власти, прежде всего президента, как будто имеется. Но ничего не происходит на уровнях ниже президентского и премьерского. Мы уже забыли, для чего в свое время задумывалась административная реформа, для чего она была нужна. А речь ведь шла о том, что надо убрать избыточные ограничения в экономике, стимулировать мотивационные механизмы развития экономической активности предпринимательства, прежде всего, малого и среднего бизнеса".

"Нужно создать бизнесу такие условия, в которых он мог бы нормально и честно работать, – вторит ему председатель всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков. – Ну, не будут часто проверять малый бизнес, и что? Механизм, защищающий предпринимателя, иллюзорен. У нашего малого бизнеса другие "защитники": например, из 20 тысяч нестационарных торговых точек в Москве 12 тысяч находятся под крышей милиции. А в регионах малым бизнесом могут успешно заниматься только родственники чиновников".

Между прочим, именно столичные власти совсем недавно доказали, что федеральные законы, касающиеся защиты прав малого и среднего бизнеса им не указ.

Только что вступил в силу многострадальный Федеральный Закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". Документ, пролежавший в парламенте более трех лет, дает право малым предприятиям преимущественно выкупать недвижимость, арендуемую ими в течение трех и более лет, по рыночной цене и с возможностью рассрочки платежа.

Против закона в той или иной форме выступают практически все представители местных властей, не намеренные терять деньги за недвижимость, которую сейчас можно спокойно продавать на аукционах. В итоге в закон в последний момент были внесены поправки, дающие региональным властям право устанавливать количество квадратных метров, которые смогут выкупить по льготной схеме малые предприниматели.

"Моему предприятию в 2008-м году исполняется 20 лет. И я не могу сейчас дать прогноз: останется ли оно в живых, – объясняет Хандриков. – Ведь до 2009-го года нам надо выкупить помещения, которые мы арендуем у местной власти. Каков механизм выкупа? По льготной цене выкупается 300 метров. Это – помещение для микропредприятий, для нас это смешно. А что такое выкупить помещение по рыночной цене на конкурсной основе? На аукцион приходят игроки, дающие в 10 раз больше, чем он стоит. И малый бизнес поднимает руки вверх: он соперничать не может".

Но и такой механизм не подошел московским властям: они хотят сохранить исключительно арендные отношения с бизнесменами. Об этом сразу после выхода федерального закона еще раз заявили от лица столичного правительства замруководителя департамента имущества Валерий Ануприенко и глава департамента поддержки и развития малого предпринимательства в столице Михаил Вышегородцев. "Принято однозначное решение – городское имущество не продавать, и обжалованию оно не подлежит", – открыто завил г-н Вышегородцев.

Свою точку зрения столичные чиновники объясняют низкой эффективностью "одноразовой продажи". При этом они полагают, что такие действия не идут вразрез с требованиями президента Дмитрия Медведева, потребовавшего скорейшего принятия закона о "малой приватизации" и даже давшего поручение руководству Генпрокуратуры следить за тем, чтобы региональные власти не чинили препятствий бизнесменам. Мэрия Москвы предлагает малому и среднему бизнесу вместо выкупа арендуемых помещений льготные условия аренды. Это при том, что не раз и не два на заседаниях столичного правительства поднимался вопрос о том, что арендуемые нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, не приносят того дохода, который власти столицы хотели бы получать.

Но кроме проверок и вопроса о выкупе помещений есть целый ряд других, не менее важных аспектов. Например, представители предпринимательских кругов утверждают, что платить все предписанные законом налоги бизнесу не под силу. Налоговая нагрузка приводит к банкротству. Из страны выводят деньги западные инвесторы, в связи с финансовым кризисом уменьшились заимствования на мировых рынках. В итоге более 50 % предприятий сейчас реально имеют отрицательную рентабельность. Между прочим, говорится это уже о среднем и крупном бизнесе. Если ситуация не изменится, считают эксперты "Деловой России", дальше платить налоги будет некому: 40 % российских предприятий могут не дожить и до конца года.

В конце сентября Дмитрий Медведев встретится с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей в Кремле. Разумеется, представителям крупного бизнеса ближе свои проблемы, но сам факт такой встречи показывает, что желание помочь российским предпринимателям у президента не иссякает. Вопрос лишь в том, сумеет ли политическая воля главы государства преодолеть саботаж чиновников на местах. Для бизнеса, особенно малого и среднего, это может оказаться вопросом жизни и смерти.

Владимир Володин