Путин делает ставку на двойственную позицию США?
На модерации
Отложенный
Можете говорить о Владимире Путине все что угодно, но нахальства у него явно предостаточно. Вчера, когда российские войска продолжили углубляться на территорию Грузии, войдя со стороны Южной Осетии, премьер-министр обрушился с критикой на США: дескать, те помогают Тбилиси расширить масштаб военных действий.
Выступая перед российскими официальными лицами, Путин осудил США за помощь в экстренном возвращении на родину части двухтысячного грузинского контингента, который несет службу вместе с американским в Ираке.
"Жаль, что некоторые наши партнеры не помогают нам, а пытаются, по сути, даже мешать", – отметил Путин.
Для грузин обвинение Соединенных Штатов в том, что они помогают стране в борьбе с Россией стало, должно быть, еще одним обидным оскорблением. Несмотря на то, что Михаил Саакашвили несколько лет пытался укрепить отношения своей страны с далекой сверхдержавой, несмотря на энергичные попытки Грузии добиться членства в НАТО и на активные усилия ее армии по поддержке американского вторжения в Ирак, вся помощь, оказанная Вашингтоном бывшей советской республике за последние дни, свелась к ряду осуждающих заявлений в адрес России.
Вчера вечером президент Буш сделал более резкие заявления, выступая в Розовом саду Белого дома. Неясно, однако, что еще, кроме слов, могут использовать США.
Вашингтон не станет рисковать, затевая крупную военную или даже дипломатическую конфронтацию со все более агрессивной Москвой из-за судьбы кавказской провинции, в которой большая часть 70-тысячного населения предпочла бы находиться под властью России. И хотя в Вашингтоне действительно царит недовольство дерзким поведением России в последние дни, даже некоторые друзья Грузии раздражены, поскольку Саакашвили, вероятно, сам спровоцировал нынешнюю заваруху, сознательно подначивая Южную Осетию. Возможно, отчасти он сделал это, чтобы испытать решимость США.
Что более важно, нынешний кризис подчеркнул глубокие расхождения среди людей, определяющих внешнюю политику США, и в их отношении к Москве. Эта двойственность хорошо заметна по избирательной кампании, которая должна определить, кто сменит президента Буша. Однако в контексте недавних агрессивных действий России эта двойственность может уступить место решительности.
Хотя США поддерживали хорошие рабочие отношения с Саакашвили, обычный прагматизм требовал также поддерживать хорошие отношения с Москвой – несмотря на провокации в области распространения. В значительной степени это стремление оставаться друзьями исходило напрямую от Буша. Широко известна фраза, которую президент произнес после первой встречи с Путиным в июне 2001 года: глава государства тогда заявил, что "заглянул в глаза" Путину и "почувствовал его душу".
Но даже те представители администрации, которые не разделяют чувство духовной общности, сблизившее Буша с российским лидером, сознают, что хорошие отношения с Москвой для Вашингтона будут вовсе не лишними.
Рост цен на энергоносители усилил влияние России в Европе и во всем мире. Кроме того, существуют гораздо более важные глобальные узлы, которые США усиленно пытаются распутать, и Россия доказала, что может быть в этом полезной. Буш не забывает похвалить Россию за ее очевидные попытки остудить спор вокруг ядерных проектов Ирана, предложив самой перерабатывать ядерные материалы для Тегерана.
Госсекретарь Кондолиза Райс, которая свободно владеет русским языком, всеми силами старается удержать Россию, чтобы та не подрывала дипломатические усилия США на других направлениях.
В то же время некоторые, особенно сторонники жесткой линии в составе администрации, все больше ощущают, что при продолжении курса, который Россия избрала при Путине (как в отношении критиков внутри страны, так и в отношении соседей), находить компромиссы с Москвой в будущем станет невозможно.
Эти люди неоднократно предупреждали, что США могут своими действиями поощрить агрессивные действия России по отношению к соседям – Украине или Грузии – и что у Америки есть время занять более жесткую позицию.
Удивительный факт: в воскресенье вице-президент Чейни, обычно весьма скрытный, позволил общественности узнать, что он разговаривал с Саакашвили, и заявил, что российская агрессия "не должна остаться без ответа".
Именно Чейни два года назад спровоцировал дипломатический мини-скандал, когда побывал в Литве на конференции восточноевропейских лидеров, критиковавших Россию, и обвинил Путина в противодействии демократии.
Непонятно, удастся ли Чейни исполнить обещания, данные Саакашвили, хотя вполне вероятно, что российские действия в Грузии позволят сторонникам жесткой линии укрепить свои позиции.
Но, поскольку Бушу и Чейни осталось проработать на своих постах всего пять месяцев, гораздо важнее окажется то, что будет делать администрация нового президента. И вот здесь расхождения между американскими внешнеполитическими аналитиками очевидны.
В случае победы Джона Маккейна весьма высока вероятность, что США займут куда более агрессивную позицию в отношении России. Сенатор Маккейн всегда очень критично отзывался о Путине и даже высказывал мысль, что Россию следует исключить из "большой восьмерки". Высокие посты в его избирательном штабе занимают некоторые из самых ярых критиков России – в том числе Рэнди Шенеманн, главный советник по внешней политике. Последние несколько лет он представлял в Вашингтоне интересы ряда постсоветских государств, которые Россия запугивала активнее всего.
Вчера Маккейн выступил с самыми агрессивными на этот момент нападками на Москву. Он призвал США предоставить Грузии гуманитарную помощь и заявил, что Москва должна предстать перед "судом мирового общественного мнения".
Очевидно, что представители его предвыборного штаба почувствовали: Маккейн может воспользоваться нынешней ситуацией, чтобы продемонстрировать свой потенциал в вопросах национальной безопасности и привлечь тем самым американских избирателей.
Тем временем Барак Обама, который на прошлой неделе выступил по поводу происходящего достаточно осторожно, стал использовать все более резкие выражения. Поскольку избирательная кампания должна показать, сможет ли демократ справиться с задачами президента в области национальной безопасности, очевидно, что сенатор Обама пытается показать: он умеет держаться с русским медведем строго.
Судя по всему, на этой неделе отношения США с Россией резко ухудшились. И крайне важный вопрос заключается в том, потянут ли США за собой Европу.
Комментарии