История олимпийских курьезов
На модерации
Отложенный
Уже на следующей неделе в Пекине стартуют Олимпийские игры. Конечно, Олимпиада – дело очень серьезное. Это победы, которые даются потом и кровью, и, разумеется, поражения. Это наглядные примеры мужества и самопожертвования спортсменов. Вместе с тем практически ни одни Игры не обходились без курьезных случаев. Особенно часто такие эпизоды случались на заре современного олимпизма, когда спорт был исключительно любительским. «Новые Известия» постарались вспомнить некоторые забавно-нелепые ситуации из истории летних Олимпиад.
Едва ли не самый известный курьез произошел относительно недавно – каких-то восемь лет назад на Олимпиаде в Сиднее. Представитель Экваториальной Гвинеи Эрик Мусамбани решил принять участие в соревнованиях по плаванию на дистанции 100 м. Вот только плавать он научился лишь за три месяца до начала Игр, да и то только «по-собачьи». Кроме того, Мусамбани никогда ранее не был в бассейне. И дистанции длиннее 30 м тоже не штурмовал. Тем не менее ему удалось пройти первый отборочный раунд. Дело в том, что в нем участвовали еще два таких же пловца из ну очень экзотических стран. Не дожидаясь сигнала судьи, они сиганули в воду. А вот Эрик даже не шелохнулся. Ему просто не сказали, в какой момент начинается заплыв.
Соперников дисквалифицировали, а гвинеец, даже не искупавшись, прошел во второй круг. И вот тут-то и началось самое смешное. В один конец бассейна Мусамбани худо-бедно добрался, причем в то время, когда остальные участники заплыва уже давно финишировали. На обратном пути африканец, выражаясь языком бегунов, встал. Сил хватало, чтобы хоть как-то держаться на воде. Между тем у бортика в нетерпении топтались уже спортсмены из следующего заплыва. Когда же африканец начал тонуть, то спасать его бросились даже судьи. Эрик, правда, кое-как все-таки сумел самостоятельно добраться до бортика, но установил абсолютный олимпийский антирекорд на стометровке.
Нечто похожее было на Олимпиаде 1996 года в Атланте, но только в соревнованиях бегунов. Как известно, марафон проводится в последний день Игр. Организаторы назначили старт на половину седьмого утра, чтобы спортсмены успели финишировать до наступления полуденной жары. И вот прошло уже много времени после того, как финишировали все марафонцы. Точнее, почти все. Потому что среди них не оказалось афганца Абула Басера Васиги. Все подумали, что он сошел с дистанции. Но когда уже стемнело и все олимпийские делегации готовились к церемонии закрытия Игр, на беговую дорожку стадиона вошел измученный афганец. Организаторы были в ужасе – Васиги мог сорвать важнейшее мероприятие, поскольку зрители все внимание переключили на бегуна, встретив его овацией. В общем, работники арены быстро взяли марафонца под руки и увели в неизвестном направлении.
Многим российским болельщикам еще памятна Олимпиада 1988 года в Сеуле, особенно победа сборной СССР в футбольном турнире. Основное время финального матча СССР – Бразилия завершилось вничью (1:1), а в первом дополнительном тайме Юрий Савичев вывел нашу команду вперед. Когда судья дал свисток, возвестивший, что 15 минут истекли, защитник советской сборной Гела Кеташвили принялся бурно праздновать победу, а потом упал от радости на колени. Но партнерам пришлось его разочаровать – впереди был еще второй дополнительный тайм. К счастью, грузин сумел быстро взять себя в руки. Но когда раздался настоящий финальный свисток, Гела первым делом оглянулся на партнеров – ну теперь-то уж точно победа?
Ужас Кубертена
И все-таки в начале прошлого века курьезов на Олимпиадах было гораздо больше. Достаточно просто перечислить дисциплины, в которых разыгрывались медали. Например, стрельба по голубям, перелет на воздушном шаре, метание гири... Причем на второй по счету Олимпиаде в 1900 году в Париже не участвовали борцы и тяжелоатлеты. К тому же низкий организационный уровень первых Игр был просто вопиющим и вызывал ужас у самого Пьера де Кубертена. Чего стоит только Олимпиада 1904 года, проходившая в американском Сент-Луисе. Организаторы соревнований вели себя довольно странно: например, проводили полуфинальные забеги на различные дистанции, но иногда забывали после них устраивать финалы, путали спортсменов, ошибочно вручали медали.
Поэтому Италия и Франция до сих пор спорят, кто и сколько «золота» завоевал на тех странных Играх. Неудивительно, что их главными героями стали мошенники: американец Фред Лорц и японец Савао Фуни. Первый «отличился» в марафоне. Стартовав вместе со всеми, он затем незаметно пересел в машину друга и практически всю дистанцию (около 22 км) проехал на автомобиле. Лишь за два километра до финиша он вылез из авто и первым пересек финишную черту. Тут же состоялась пышная церемония награждения, и «марафонец» получил золотую медаль из рук дочери 26-го президента США Теодора Рузвельта Алисы. Звучал национальный гимн, гремели фанфары, а через полчаса после «триумфа» Лорца к финишу буквально дополз его соотечественник Том Хикс, который тут же потерял сознание. Воспользовавшись всеобщим замешательством, «чемпион» постарался поскорее скрыться, и не напрасно. Вскоре прибыл официальный наблюдатель забега, который и разоблачил мошенника. Его сначала решили дисквалифицировать пожизненно, но потом позволили вернуться в спорт. В итоге он даже сумел выиграть чемпионат США по бегу среди любителей. На этот раз он обошелся без водителя.
Японец Фуни приехал в Сент-Луис, не имея никакого опыта выступлений в прыжках с шестом, но с твердым намерением победить. На родине он дал обещание обязательно привезти из Америки золотую медаль. Он нашел длинную и крепкую палку, с ней и вышел на старт. Прыгал он так. Подошел к планке, вкопал шест в песок, затем вскарабкался по палке наверх и просто перевалился через перекладину. Судьи долго совещались и отменили попытку. Во второй раз японец разбежался, притормозил возле планки, вновь вкопал палку и повторил первоначальный маневр... Арбитры раздумывали несколько часов, прежде чем вновь зажечь перед «прыгуном» красный свет. Фуни был настолько возмущен, что обвинил судей в расизме. Он заявил, что его лишили честно заработанной золотой медали лишь потому, что он выходец из Азии. Его тут же поддержала японская пресса, а по Стране восходящего солнца даже прошли марши протеста.
Регби на беговой дорожке
Через четыре года в Лондоне вновь «отличились» легкоатлеты. В финальном забеге на дистанции 400 м сошлись три американца и шотландец Уиндхэм Холсуэлл. Бегуны из Соединенных Штатов делали все возможное, чтобы коллективными усилиями не пропустить представителя Великобритании к финишу первым. Они применяли приемы из регби и вольной борьбы. Неудивительно, что первым прибежал Джон Карпентер, в то время как два его товарища буквально руками удерживали шотландца. Организаторы приняли решение дисквалифицировать всех американцев. В повторном забеге Холсуэлл бежал в гордом одиночестве и едва не побил свой же мировой рекорд. Там же, но на марафонской дистанции итальянец Дорандо Пьетри лидировал с самого старта. Он первым прибежал к финишу, а точнее, доковылял до него. И упал без сил в метре от ленточки.
Два сердобольных болельщика подбежали к марафонцу и помогли ему сделать три шага на подкашивающихся ногах. Но лучше бы они этого не делали. Оргкомитет аннулировал победу итальянца, поскольку он добился ее с посторонней помощью. Правда, английские болельщики вручили итальянцу свой приз – 300 фунтов. На родине Пьетри получил примерно столько же (в переводе на лиры). Получив денежное вознаграждение, он закончил со спортом и открыл пекарню. Потом он признавался, что в результате своего падения получил гораздо больше, чем золотую медаль, – собственный маленький бизнес.
В 1912 году на Олимпиаде в Стокгольме опять в курьезную ситуацию попал марафонец. Японец Шицо Канагури на тридцатом километре почувствовал сильную жажду. Он подбежал к дому и попросил хозяина налить воды. Шведский крестьянин проводил бегуна в комнату и пошел на кухню за соком. Когда вернулся, то увидел гостя крепко спящим. Так Канагури проспал больше суток. Через 50 лет он вновь вернулся в ту шведскую деревушку, где так неожиданно завершился его марафон, и нашел в себе силы пробежать остаток дистанции. Ему было уже далеко за 70.
На Олимпиаде 1928 года во время забега на 3000 м судья, отвечавший за подсчет кругов, отлучился по нужде. Когда вернулся на место, то сбился со счета. В итоге спортсмены пробежали на 500 м больше положенного. Ошибка вскоре вскрылась, но результат забега аннулировать не стали.
В 1936 году отличился не только спортсмен, но и животное – лошадь. Во время соревнований животное сбросило с себя седока, после чего тот в течение трех часов гонялся за кобылой. За это ему было насчитано 18 тыс. штрафных очков!
Привет из Польши
Перед Олимпиадой 1972 года случился курьез и ЧП одновременно. Во время репетиции открытия Игр случайно оказавшийся на стадионе мужчина заявил, что организаторы подняли неправильный олимпийский флаг. Сначала неизвестного даже не стали слушать, заметив, что таким флагом пользуются давно. Но незнакомец оказался эрудированным. Он объяснил, что олимпийские кольца должны располагаться в строгом порядке. Сначала голубой, потом желтый, черный, зеленый и, наконец, красный круг. И никакие вольности в трактовке не разрешались. Посмотрев олимпийскую хартию, организаторы всполошились: так ведь под «неправильным» флагом проходили все Олимпиады, начиная с 1952 года! С тех пор Международный олимпийский комитет строго следит за тем, чтобы кольца на знамени всегда располагались в нужном порядке.
Из относительно недавних курьезов вспоминается случай, произошедший на Олимпиаде 1980 года в Москве. Чемпионом соревнований по прыжкам с шестом на наших Играх стал польский легкоатлет Владислав Козакевич. Вообще судьба его семьи складывалась достаточно непросто: спортсмен родился под Вильнюсом, в советской уже Литве, потом вместе с родителями переехал на историческую родину, а его голубой мечтой была идея покинуть границы социалистического лагеря. Козакевичу, кстати, в 1984 году удалось это сделать – он сбежал в ФРГ. На московской же Олимпиаде, совершив свой победный прыжок, атлет изобразил неприличный жест, известный в народе как «50% руки». И влип в историю. Посол СССР в Польше даже потребовал отобрать у Козакевича золотую медаль за «оскорбление советского народа». Но польское общество единодушно встало на сторону спортсмена, а правительство этой страны официально заявило, что рука чемпиона согнулась «неприличным образом» из-за мышечного спазма.
На Олимпиаде-2004 в Афинах трагикомический случай произошел во время соревнований штангистов в категории свыше 105 кг. Огромный норвежец Стиан Гримсет, весящий 158 кг, неудачно выполнил первую попытку в толчке – не смог поднять 205 кг и упал, проломив пол на помосте. При падении Гримсет получил травму, поэтому понадобилась помощь врачей. Однако не привыкшие к таким тяжестям лекари не смогли поднять спортсмена даже впятером! Пришлось не выносить, а в буквальном смысле слова выволакивать атлета с помоста, а уже в коридоре, когда на помощь пришли еще пять человек, им наконец удалось унести гиганта из зала.
Наша сила – в плавках
На Олимпиаде 1992 года в Барселоне жертвами курьезных ситуаций стали известные российские спортсмены – прыгун в воду Дмитрий Саутин и бегунья Ирина Привалова. Причем они оказались в схожих обстоятельствах. «Это были мои первые Олимпийские игры, – вспоминает Саутин. – Мне было 18 лет, и я, обалдев от всех «игрушек» в Олимпийской деревне, как-то забыл, что у меня скоро финал. Прибегаю в номер, а мне один из тренеров говорит: «Давай быстро собирайся, мы уже опаздываем!». Я полотенце схватил, а плавки, которые рядом лежали, впопыхах не заметил. Это сейчас у нас по шесть–восемь плавок на турнир, а в те годы такого не было. В одних плавках тренируешься, в других выступаешь, и все. Приехали мы в бассейн, я к тренеру: «Плавки забыл». Ну он, конечно, в выражениях не постеснялся, а под конец бросил: «Где хочешь, там и бери». Что делать? Выход, собственно, был один – одолжить у кого-то из прыгунов. Но к соперникам неудобно как-то обращаться. Да и плавки все-таки, не костюм... А время поджимало. Набрался смелости, подошел к одному мексиканцу (Фернандо Платас. – «НИ»). Он был примерно моего возраста. Объяснил ему, как мог, ситуацию на ломаном английском. А он мне запросто так улыбается: «Да нет проблем, у меня запасные с собой, бери!» В этих плавках я занял третье место. Подбежал к нему потом после соревнований, чтобы вернуть, а он: «Нет, не надо. Я тебе их дарю». У меня, кстати, эти плавки до сих пор хранятся.
А вот история Приваловой. «Это произошло перед финальным забегом в эстафете 4х100 метров. Я оставила пакет с экипировкой в специальной зоне, так называемом накопителе, и отправилась на разминку. Сделала специальные упражнения в кроссовках, а потом пошла к пакету, чтобы достать шиповки. И тут меня прошиб холодный пот. В пакете была всего одна шиповка. Неужели оставила в гостинице? Но как это могло случиться, я же всегда очень тщательно собираюсь… С комком в горле подошла к Володе (Паращуку, тренеру и мужу. – «НИ»)… Короче, бросился он сломя голову в гостиницу, потому что до регистрации на старт оставалось еще полчаса. Естественно, в номере он ничего не нашел. Зато схватил другие, запасные, вкручивая на ходу шипы. А я в это время попыталась сама найти замену.
Договорилась с одним из наших ребят (как выяснилось потом, его шиповки оказались на три размера больше) одолжить их мне, потому что мужчины стартовали после нас. С ними же зарегистрировалась и пошла на стадион. А когда до старта оставались считанные минуты, увидела, как прорывается ко мне сквозь шеренгу волонтеров чемпион Сеула в эстафете Виталик Савин. Беги я не на четвертом, а на любом другом этапе, он бы до меня уже не добрался. А ту вторую шиповку потом нашли в биотуалете. Никаких специальных расследований мы, конечно, не проводили, но думаю, это сделал кто-то из соперниц. Ну а мы с девчонками выиграли тогда бронзовую медаль».
Комментарии