Олега Дерипаску ждут в Лондоне. С деньгами
На модерации
Отложенный
Сегодня в Лондоне начинается рассмотрение иска израильского бизнесмена Михаила Черного к российскому миллиардеру и совладельцу Объединенной компании «Российский алюминий» Олегу Дерипаске, сообщает «Интерфакс».
Как писало «Избранное» , бывший партнер Олега Дерипаски Михаил Черной добился того, чтобы его иск рассматривали в Великобритании. Такое решение в начале июля вынес Высокий суд в Лондоне. В его вердикте утверждается, что судебный процесс в России опасен «возможностью заказного убийства, ареста на основе сфабрикованных обвинений и недостаточно справедливым судопроизводством». В 2006 году лондонский суд постановил, что иск не может рассматриваться в Великобритании, поскольку Дерипаска не резидент Великобритании.
Напомним, что Черной судится с Дерипаской по поводу финансового скандала, начавшегося много лет назад. По утверждению Черного, Дерипаска не выполнил условия заключенного в 2001 году соглашения о продаже доли Черного в компании «Сибирский алюминий» за деньги и 20 процентов акций «РУСАЛа», образованного слиянием «Сибнефти» и «Сибала». Черной утверждает, что должен был получить компенсацию за свою долю в «Сибале» в течение трех – пяти лет. И как пишет «Интерфакс», ссылаясь на слова истца, соглашение об этом было подписано в Лондоне.
Ни денег ни акций Черной не дождался и требует возмещения. Еще до объединения в прошлом году «РУСАЛа» с «СУАЛом» и активами Glencore, Михаил Черной заявлял, что Дерипаска должен ему как минимум три миллиарда долларов. В связи с изменившейся рыночной ситуацией («Российский алюминий» теперь крупнейший производитель алюминия в мире, а Дерипаска – самый богатый человек в России), размер долга может серьезно возрасти.
Судебный процесс с не слишком теперь известным «ветераном» металлургических войн начала – середины 90-х Михаилом Черным неудобен сейчас Олегу Дерипаске. С одной стороны, он наиболее близкий к Кремлю бизнесмен, и его политические позиции сильны. Это именно он в прошлом году практически рубашку на себе рвал в интервью «The Financial Times»: «Если государство скажет, что мы должны отдать его «РУСАЛ», мы отдадим. Я не отделяю себя от государства. У меня нет других интересов».
С другой стороны, иск и испорченная репутация Олега Дерипаски тормозит процессу проведения IPO на фондовом рынке Великобритании (сейчас акции «Российского алюминия» не продаются на бирже, однако компания очень стремится к тому, чтобы выйти на биржу).
С третьей, Дерипаска на глазах теряет поддержку российского бизнес-сообщества. После того, как он и владелец «Интерроса» Владимир Потанин стали крупнейшими акционерами «Норникеля», их отношения стали, мягко говоря, напряженными. Как писало «Избранное» , Дерипаску крайне не устроили результаты заседания Совета директоров «Норникеля» 8 июля, на котором ему не удалось побывать и не удалось даже увидеть материалы, подготовленные к заседанию.
Без одного из главных акционеров «Норникеля» Олега Дерипаски («РУСАЛу» теперь принадлежат там 25 проц. акций плюс одна акция) председателем Совета директоров избрали Владимира Потанина, а гендиректором – заместителя гендиректора «Интерроса» Сергея Батехина.
На следующий день после заседания пресс-служба «Российского алюминия» выпустила скандальный пресс-релиз. В нем говорилось: «Решения, принятые на заседании, свидетельствуют о том, что Совет директоров контролируется «Интерросом» и не представляет интересы всех акционеров».
Дерипаска добился того, чтобы 14 июля Совет директоров «Норникеля» собрался вновь. Он надеялся отвоевать некоторые позиции. Но это, очевидно, не удалось.
Таков фон, на котором начался процесс Черного против Дерипаски. Михаил Черной в 90-х создал корпорацию TransWorld Group (TWG) вместе со своим братом Львом и братьями Дэвидом и Саймоном Рубен, торговцами металлом. Тогда эта корпорация была третьим производителем алюминия в мире. До 1998-го Михаил и Лев Черные контролировали три крупнейших алюминиевых завода России — Красноярский, Братский и Саянский, они выпускали больше 60 процентов всего российского алюминия. Затем Михаил поссорился с младшим братом и вышел из бизнеса. Как писала Газета.ру, «Михаил Черный и гендиректор Саянского алюминиевого завода Олег Дерипаска провели допэмиссию акций СаАЗа, став в результате этого владельцами контрольного пакета акций. СаАЗ стал головной структурой группы «Сибирский алюминий», Олег Дерипаска занял пост президента этой группы. Михаил Черный предпочел остаться в тени».
В начале 1999 года партнеры Черного решили продать свои активы группе, принадлежавшей олигархам Роману Абрамовичу и Борису Березовскому. Затем они объединились с Олегом Дерипаской и основали в апреле 2000-го компанию «Русский алюминий». В ней Михаил Черной получил свою долю, из-за которой теперь ведется тяжба. О том, как Черной оценивает причины возникшего конфликта, читайте здесь.
Сейчас Михаил Черной живет в Израиле. Ведет относительно небольшой бизнес - в основном в Израиле, США и бывших странах СНГ. В праве на въезд ему последовательно отказывали Франция, Великобритания, США и Швейцария.
Олег Дерипаска – один из самых крупных в России бизнесменов. В этом году он обошел по размеру капитала в списках журнала Forbes Романа Абрамовича. Помимо бизнеса, занимается «общественной» работой. Он - вице-президент РСПП, председатель правления Российского национального комитета Международной торговой палаты, член Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ, представитель России в Деловом консультативном совете форума «Азиатско-тихоокеанское сотрудничество». Женат на дочери Валентина Юмашева, главы администрации президента Бориса Ельцина.
Комментарии