В России начался сезон летних квартирных краж

На модерации Отложенный В конце минувшей недели в городе Ялутогорске Тюменской области стражи порядка разыскали вора-«домушника», который в течение полумесяца регулярно залезал через окно в чужую квартиру. 21-летний мужчина знал, когда хозяйки нет дома, и методично выносил из дома ее вещи. Подсчитано, что каждые три-пять минут в нашей стране обворовывается чье-то жилище. В сезон отпусков число краж возрастает на треть. Их первый летний всплеск сотрудники милиции ожидают в предстоящие выходные, приуроченные к празднованию Дня независимости России. Ведь наверняка многие разъедутся по курортам и дачам.

Квартирные кражи – один из наиболее массовых и плохо раскрываемых видов преступлений. Поэтому эксперты советуют людям самим заботиться о сохранности своего имущества – устанавливать новейшие сигнализации и системы видеонаблюдения или просить соседей последить за жильем.

Двадцатиоднолетний безработный житель города Ялутогорска Тюменской области повадился лазить в чужую квартиру через открытую форточку. Он незаметно забирал ценные вещи хозяйки и лакомился едой из ее холодильника. Девушка всполошилась, только после того, как из дома пропали телевизор и DVD-плеер. «Воришку вскоре задержали, – сообщил «НИ» один из сотрудников ГУВД по Тюменской области. – В отношении него возбуждено уголовное дело по статье 158 УК РФ «кража». Похищенное имущество (кроме продуктов питания, разумеется) изъято и возвращено законной владелице». Увы, но с раскрытием квартирных краж, которые совершены профессионально, дела у милиции обстоят не радужно.

В начале июня жители московского района Войковский увидели на своих подъездах объявления местного ОВД. «В связи с ростом числа квартирных краж нас просят быть внимательнее, сообщать о подозрительных лицах в подъезде и во дворе, – рассказал «НИ» москвич Андрей Гусаров. – Это довольно сложно, потому что жильцы постоянно меняются: многие снимают квартиры. Недавно я увидел мужчину, лезущего на балкон первого этажа. Выяснилось, что это арендатор, который забыл ключи. Если бы мы каждый раз звонили в милицию, стражи порядка вряд ли обрадовались бы такой активности».

Однако правоохранители не зря призывают граждан к бдительности, ведь в Москве каждый день происходит по 25–35 квартирных краж. Очередной всплеск этого вида преступлений столичная милиция ожидает уже в июньские праздники. «В понедельник, после четырех выходных дней, будет наплыв заявлений, – делится с «НИ» своим прогнозом сотрудник пресс-службы МУРа Вадим Колесник. – Вообще, летом мы ожидаем рост числа квартирных краж, их станет больше на пять-шесть случаев в день».

Посмотреть в глаза вору

По данным ГУВД Москвы, из 20–30 таких преступлений по «горячим следам» раскрываются не более трех-пяти. Большинство потерпевших заявляют об инциденте в милицию, уже и не надеясь когда-нибудь посмотреть в глаза вору и тем более вернуть украденное имущество. «Мы только переехали на новую квартиру, – вспоминает в разговоре с «НИ» москвичка Ирина Трубина. – Поставили бронированную дверь, заказали сигнализацию, но установить ее не успели. Стоило только на день уехать на дачу, как в дом тут же, взломав замок, забрались воры. Они унесли мои драгоценности, пластиковую карту с зарплатой мужа, которая, как назло, хранилась вместе с пин-кодом, и нашу верхнюю одежду».

Потерпевшие сразу же подали заявление в милицию, но одновременно принялись искать жуликов сами. «Воры сняли с нашей карточки деньги в банкомате с видеонаблюдением, – продолжает Ирина Трубина. – В банке нам дали кассету. Мы сразу же заметили похитителя – он стоял в куртке мужа. Мы прибежали с кассетой в милицию. Но стражи порядка даже не пошевелились. Они заявили, что у нас украли немного, и они не хотят тратить на это время. Людей, обчистивших нашу квартиру, так и не нашли».

Правозащитники утверждают, что правоохранители стараются при первой возможности «откреститься» от подобных дел. «Квартирные кражи в основном раскрываются за счет оперативной работы, которую стражи порядка ведут на очень низком уровне, – заявил «НИ» исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев. – Чтобы понять, кого подозревать, нужно изучить среду, знать, где какие группировки работают. А когда наши милиционеры внедряются в криминальную среду, часто они занимаются как бы двойной работой, то есть «обогащаются» за счет этого».

Защити себя сам

«Мою дочь грабили дважды, оба раза летом, когда она была на отдыхе, – рассказала «НИ» москвичка Дарья Лилина. – В этом есть и ее вина: дверь в квартиру стояла хлипкая, замки дрянные, а тамбур практически не закрывался. После первого раза дверь она не поменяла, считала, что это случайность. В следующий раз в подъезде обокрали сразу четыре квартиры. После этого дочь наконец-то сделала металлическую дверь, но сигнализацию не поставила – по-прежнему считает, что у нее красть нечего».

Правоохранители уверены: большая часть краж происходит из-за беспечности хозяев квартир. Летом ворам часто удается забраться в чужой дом через окно. Беззаботные москвичи забывают даже закрыть форточки, даже когда уезжают в отпуск. «Ничего нового воры пока не придумали, – продолжает Вадим Колесник. – Обычно они вскрывают двери – либо подбирают к замку ключ, либо открывают его отмычками. Деревянную дверь можно и выбить».
Поэтому специалисты советуют покупать надежные, желательно металлические двери, с несколькими замками различной сложности. Если вы случайно потеряли ключи, не стоит затягивать со сменой замков. Не нужно записывать на брелке свою фамилию, указывать контактный телефон или адрес. Окна на первых и последних этажах было бы недурно оборудовать прочными решетками. Стоит обратить внимание и на другие особенности многоэтажек. «Есть дома, в которых очень широкие вентиляционные короба из гипсокартона, – рассказал «НИ» заместитель директора одного из охранных предприятий Алексей Лысов. – Вор может спуститься на веревке, разбить короб и попасть в квартиру. Поэтому еще на стадии ремонта лучше укрепить воздуховоды металлическими листами».

Преступники часто выбирают квартиру по внешним признакам – новые окна, хорошие шторы, престижная иномарка у хозяина. Причем эксперты уверены: благосостояние скрыть невозможно. «Преступники обычно работают по наводке, – пояснил «НИ» психиатр-криминалист, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. – Они не только следят за жильцом, но и собирают сведения от дворников, уборщиц, работников ЖЭКа». Поэтому лучше не распространяться о своем благосостоянии на улице и в подъезде и не пускать в квартиру малознакомых людей.

Впрочем, если жулики уже проникли в квартиру, то важно хотя бы заснять их на камеру. «Мы советуем выбирать системы видеонаблюдения, сертифицированные МВД, – рассказал «НИ» инженер-консультант фирмы по продаже таких устройств Владимир Мальцев. – Эти данные можно будет использовать как улику. Если устройство не имело сертификата, то полученная с него информация, конечно, может быть полезна оперативникам, но она не имеет юридической силы». Заметить грабителя с помощью «электронных глаз», установленных городскими властями в наших подъездах, будет гораздо сложнее. «Эти камеры работают так, что на площадке остаются зоны, которые ими не просматриваются, – отмечает г-н Мальцев. – Кроме того, они заметны, и было немало случаев, когда воры попросту замазывали их краской».

Собака, которой нет

Чтобы уберечь свое имущество, россияне готовы идти на многочисленные уловки. Кто-то вообще не выключает свет в одной из комнат и кладет на диваны мягкие игрушки, чтобы из окна казалось, что там сидят люди. Другие размещают аквариумы таким образом, чтобы в глазок было видно освещение. У некоторых все время напропалую играет радио. В помощь фантазерам продаются электронные обманки, имитирующие собачий лай или хождение по квартире. «Эти игрушки рассчитаны на дилетантов, – уверен Алексей Лысов. – Профессионал следит за хозяином квартиры и знает, что он никогда не выгуливает собаку». «Более того, воры ставят метки, например, спички у дверного косяка, – добавляет Вадим Колесник. – Через день проверят – а спичка стоит, значит, никого дома нет». В последнее время для защиты квартир используется так называемая GSM-охрана. Это значит, что в доме устанавливаются датчики движения. Если показатели сильно отклоняются от нормы, прибор отправляет на мобильный телефон хозяина SMS или фото с места событий. «К сожалению, профессиональные воры уже научились подавлять эту систему», – посетовал «НИ» консультант одного из салонов, продающих средства безопасности, Эдуард Сырбу.

Действеннее всяких электронных штучек оказываются живые помощники – соседи. Их можно попросить последить за квартирой, пока хозяин в отпуске: поливать цветы, вынимать газеты и письма из почтового ящика. «Был случай, когда жулики обзвонили все квартиры на лестничной клетке, выяснили, что в одной из них никого нет, а в остальных залепили дверные глазки, – вспоминает в беседе с «НИ» Вадим Колесник. – Встревоженные граждане позвонили в милицию, наряд задержал воров, у которых были при себе отмычки. Половину замка они уже успели вскрыть».

Дом больше не крепость

Специалисты утверждают, что кража наносит не только материальный ущерб хозяину квартиры. Для него это еще и огромный стресс. «Представьте состояние человека, когда он входит в дом, а там все перевернуто вверх дном, – говорит Михаил Виноградов. – Все вещи разбросаны, посуда разбита – это воры искали тайники. У несчастных хозяев возникает ощущение, что дом осквернен». «Сразу после того, как нас обокрали, мне было очень страшно, – призналась москвичка Ирина Трубина. – Тревога не прошла и до сих пор, несмотря на то, что мы поставили в квартиру сигнализацию, видеонаблюдение и телефон с определителем номера».

Далеко не все в состоянии жить в «оскверненной святыне». Опрошенные «НИ» жертвы «домушников» рассказали, что первое время пугались каждого шороха, им казалось, что в дом проникли посторонние, а предметы меняют свое местоположение. Светлану Юрову из Воронежа неприятное происшествие даже заставило сменить место жительства. «Это было не только страшно, но и мерзко, – заявила она «НИ». – Воры (как потом выяснилось, это были какие-то малолетки) снесли мою деревянную дверь ломиком и утащили все – от золота до новых трусов в упаковке. Они устроили в квартире кавардак, а милиция довершила погром. Я отмывала дом две недели, но жить там все равно не смогла – пришлось переехать».