Премия Муз-ТВ-2008: эхо корпоративов
На модерации
Отложенный
Премия Муз-ТВ осталась единственным мерилом популярности отечественного шоу-бизнеса. Остальные (за вычетом объективной премии «Рекордъ», считающей продажи) превратились в местечковые тусовочки.
«Рекордъ», к сожалению, пока не в состоянии пересчитать пиратские развалы. Еще пару лет назад и Премия Муз-ТВ рисковала свалиться в местечковость.
Это было в разгар войны медиакланов Константина Эрнста и Игоря Крутого. Тогда некоторые артисты Первого канала побаивались ехать к Крутому. Однако теперь, с продажей 75%-доли телеканала Алишеру Усманову, война закончена. И самым ярким свидетельством мира является присутствие на этой церемонии представителей Первого – Юрия Аксюты, ведущих Ивана Урганта и Яны Чуриковой.
VI Премия в области популярной музыки Муз-ТВ 2008 собрала, как водится, полный «Олимпийский». Главным иностранным гостем в этом году стала Дженнифер Лопез. И тут впервые за несколько лет премия попала в самую точку. Напомню, что несколько лет подряд неприятным осадком оставалось зрелище финала церемонии, когда с рэпера 50 Cent или поп-принцессы Агилеры зрители уходили валом. Теперь выступление Джей Ло, задержавшееся уже после полуночи, «Олимпийский» терпеливо ждал. И выслушал до самого конца.
Итак, каковы же объявленные результаты (учитывались достижения за 2007 год)?
Лучший исполнитель – Дима Билан
Лучшая исполнительница – МакSим
Лучшая поп-группа – «ВИА Гра»
Лучшая рок-группа – «Звери»
Лучший хип-хоп проект – «БандЭрос»
Лучший альбом – «Мой рай» МакSим
Лучшая песня - «Мой рай» МакSим
Лучшее видео – «Поцелуи» ВИА Гра
Лучший рингтон – «Невозможное возможно» Дима Билан
Прорыв года – Потап и Настя Каменских
Дуэт года – «Я тебе не верю» Ирина Аллегрова и Григорий Лепс
Лучшее концертное шоу - XII Церемония вручения премии «Золотой граммофон»
За вклад в развитие рок-музыки – «Парк Горького»
За вклад в развитие поп-музыки – «Браво»
За вклад в современную музыкальную индустрию - Робин Гибб (Bee Gees)
Спецприз журнала Billboard за лучшие продажи – МакSим
Если не видеть тройки номинантов, то почти все победители кажутся на своих местах. Ну разве кто-то сомневается, что лучшим дуэтом 2007 года стала шикарная песня Виктора Дробыша «Я тебе не верю»? Однако не все так просто. В номинантах был куда более слабый дуэт, но – Аллы Пугачевой и Кристины Орбакайте. Дуэт «Опять метель» звучит на финальных титрах сиквела «Иронии судьбы». И Пугачева приехала в Олимпийский, что могло на языке шоу-бизнеса означать только одно. Но тут случился скандал. Для Пугачевой забыли подготовить отдельную гримерку, и та с возмущением уехала. В результате восторжествовала справедливость. Такими вот извилистыми тропками.
Или ситуация с Земфирой. Рок-певица стала лидером по количеству номинаций (целых пять). Обычно как минимум одну «тарелку» это гарантирует. В случае с Земфирой очевидно, что как минимум две премии должны были стать ее – как лучшей исполнительнице и за лучший концерт. Однако экстравагантная Земфира решила манкировать премией. Последствия очевидны. Как у всякой премии, и у Муз-ТВ есть свои традиции, одна из которых гласит – те, кто не приезжает на премию, тот не получает ее. Так было с Биланом, когда он не приехал в 2005 году в Олимпийский. И так вышло с Земфирой в 2008 году, - ее прокатили по всем пяти ее номинациям. Тарелочка должна быть в руках у артиста – таковы правила игры. Если Земфире действительно наплевать на эту премию, то и обидно ей тоже не должно быть.
А вот публично вступилась за Земфиру только триумфатор нынешней церемонии певица МакSим. Марина Максимова много раз признавалась в любви к песням Земфиры, и в этот раз не могла взять в толк – почему же победительницей то и дело называют ее, а не Земфиру.
- А Земфира вообще здесь? – спросила у зала МакSим, еще не знавшая об экстравагантном поступке Земфиры.
Впрочем, признание главной поп-премии страны к МакSим пришло запоздало, но все-таки вполне справедливо. «Солить мне их, что ли?» - даже удивлялась МакSим после очередной тарелки. Более яркого феномена на отечественной сцене сейчас просто нет. На днях в одной из газет вышла статья, рассказавшая много подробностей о непростом пути восхождения певицы к славе. Зачем-то рекорд-лейбл певицы решил подать на газету в суд. Хотя разрушение сладкой легенды о певице, приехавшей из Казани и мгновенно покорившей страну, может только приблизить живую и непосредственную МакSим к ее слушателям. Как мне кажется, крушение пиар-сказок рано или поздно происходит с любым артистом, и стоит быть готовым к такому крушению. Зато певица может теперь говорить правду в своих интервью.
Еще одним триумфатором нынешней премии стал Дима Билан. Соревноваться с Сергеем Лазаревым и Валерием Меладзе ему уже не по статусу,- настолько он оторвался в минувшем сезоне от своих коллег. Тут и победа на «Евровидении», и серьезно возросшее вокальное мастерство, и непрерывная череда выдаваемых артистом хитов, и могучая промо-команда. Дима Билан все больше превращается в русского Тимберлейка, и никаких препон в этом пути пока не видно.
В целом российская поп-музыка никак не может выйти из кризисного состояния, - концертные сборы падают, корпоративные праздники сильно развращают даже одаренных артистов. Нынешние победители – одни из немногих артистов, которые не подаются общей деградации креатива. И не развращены корпоративами. И МакSим, и Билан, и «ВИА Гра» идут своим путем, и действительно определяют тренды во всех областях отечественного шоу-бизнеса – от аранжировок песен до комплексного решения промо-поддержки.
И вот что интересно. Часто негативные высказывания об отечественной музыке базируются на недобрых сравнениях с западными артистами. С тех пор, как на Премии Муз-ТВ стали приезжать ведущие западные звезды, таких высказываний поубавилось. По сути, Премия предлагает зрителю сравнить – вот все лучшие российские артисты сразу, и вот кто-то из телевизионных героев Запада. То Агилера, то 50 Cent, то Дженнифер Лопез. И что решает зритель, сравнивая? Скажем, в этом году примерно в одном формате звучали песни Дженнифер Лопез, Билана и Лазарева. Однако вряд ли кто-то, положив руку на сердце, сказал бы, что знойная Джей Ло звучит и выглядит лучше или актуальнее отечественных поп-героев…
По сути, все мелодические ходы в этих песнях вторичны по отношению к эстраде 80-х. Оригиналов тут в наличии нет (за исключением приглашенного Робина Гибба из славных «Би Джиз»). Я поинтересовался у Дженнифер на пресс-конференции, как она видит будущее танцевальной музыки в мире.
- Мне кажется, нынешняя музыка стала однотипной, - ответила Jennifer Lopez. - Разные треки стало трудно отличить друг от друга – один и тот же саунд, одни и те же аранжировочные решения. И рано или поздно мы вернемся к серьезной музыке. Под серьезной музыкой я имею в виду живую музыку, которую играют на живых инструментах. Обилие электроники уйдет, с нею сейчас явный перебор. А живые инструменты привнесут в музыку новые эмоции, свежие чувства и это даст огромный импульс для развития.
Кстати, о Робине Гиббе. Вот его мнение по этому же вопросу.
- Да, это правда, что группа Bee Gees - одни из самых великих музыкантов в истории поп-музыки, я не буду этого отрицать. Сейчас в шоу-бизнесе такое время, когда молодому музыканту почти невозможно достичь тех результатов, которые достигли мы или другие великие группы 60-80-х, будь то Beatles, Led Zeppelin или Rolling Stones. Дело в том, что лейблы не заинтересованы в появлении новых «долгоиграющих» артистов. Новые артисты больше разговаривают, чем поют. Изменились правила игры. Даже если появляются интересные певцы, лейблы не хотят сотрудничать с ними, потому что те не говорят, а поют! Черт возьми, если бы я был сейчас новым артистом, то я просто не знал бы, что мне делать!
Поэтому вдвойне приятно, что на подобных церемониях организаторы не забывают награждать уважаемых музыкантов. И того же Гибба, и группу «Браво» с Жанной Агузаровой, и воссоединившийся на время «Парк Горького» (когда-то первым из русских рок-музыкантов попавшим в чарты Billboard).
Конечно, не обошлось без технических накладок. Особенно пострадала Валерия, у которой просто не заработал микрофон во время исполнения дуэта Stayin’ Alive с Гиббом. Певица нашлась быстро – забрала микрофон у своей бэк-вокалистки, и все-таки допела. То и дело ведущие не слышали друг друга, зато это дало повод им поупражняться в остроумии. Пожалуй, пара из Ивана Урганта и Ксении Собчак оказалась лучшими конферансье за последние годы. А их героизм и находчивость в заполнении нежданной паузы перед выступлением Лопез заслуживает отдельного упоминания. Трагедии в подобных накладках никакой нет, они случаются на всех церемониях в мире.
Из больших поп-артистов на Премии Муз-ТВ 2008 оказались обделены тарелочками, прежде всего, Филипп Киркоров и Валерия. Будем надеяться, это даст им стимул записать новые яркие песни. Именно песни.
Потому что главным уроком Премии Муз-ТВ стал простой житейский вывод. Хочешь получить тарелочку? Запиши отличную песню! Ни постоянное мелькание в телевизоре, ни обложки глянцевых журналов, ни мощный пиар – никакая медийность не может заменить хорошую песню-хит. Поэтому нет тарелочек у вполне медийных и превосходно поющих Сергея Лазарева и Влада Топалова.
Поэтому есть тарелочки у МакSим, Билана и «ВИА Гры» (в уме плюсуем Земфиру). Они просто пели отличные песни.
Им не мешают корпоративы.
Комментарии