Останется ли Владимир Путин до 2020 года?

На модерации Отложенный Европейские эксперты не ждут перемен в России.

Вертикаль власти, сформированная Владимиром Путиным за период его пребывания на посту президента, не претерпит существенных изменений в ближайшие годы. Во главе правительства Путин сохранит реальные рычаги власти в стране. Конфликт между Путиным и Медведевым представляется маловероятным, двоевластие России не грозит. Такое мнение корреспонденту РБК daily КИРИЛЛУ ЗУБКОВУ вы­сказал глава российского отделения варшавского Центра восточных исследований МАРЕК МЕНКИШАК.

Центр восточных исследований (Osrodek Studiow Wschodnich, OSW) — одна из наиболее авторитетных в Польше аналитических структур, созданная в 1990 году. OSW является государственной структурой, регулярно предоставляющей канцелярии премьер-министра и МИД Польши аналитические материалы, касающиеся положения в Центральной и Восточной Европе, в России и на пространстве СНГ.

— Господин Менкишак, как вы оцениваете перспек­тивы развития ситуации в России после президентских выборов, вступления на высший государственный пост Дмитрия Медведева и перехода Владимира Путина на должность главы правительства?

— Система мягкого авторитаризма с сохранением внешних признаков демократии, построенная в России за годы пребывания Владимира Путина на посту президента, будет действовать и при новом главе государства. Существующий се­годня режим хотя и небезупречен с точки зрения соблюдения демократических процедур, но обладает безусловной легитим­ностью для большин­ства населения России. В российском обществе не сформирован спрос на радикальные политические перемены. Россияне довольны сохранением политической ста­бильности и зримым улучшением своего материального положения.

— Однако Медведев может предпринять попытку скорректировать поли­тику Путина...

— Угроза установления неформального, но фактического двоевластия в России действительно рассматривалась экспертным сообществом как достаточно серьезная. Мы не считали и не считаем, что политика Медведева могла бы вступить в противоречие с политикой Путина по каким-либо принципиальным вопросам. Однако конфликт между президентом и премьером мог бы возникнуть по более конкретным вопросам, в частности вокруг контроля за финансовыми потоками. Если бы вокруг Медведева сформировалась реальная группа деловых и финансовых элит, можно было бы говорить о начале противостояния «путинских» и «медведевских». Обнародование кадрового состава нового правительства России и президентской администрации убедило нас, что подобная угроза в среднесрочной перспективе не стоит.

Ключевые путинские кадры переместились из Кремля в Белый дом, а Медведева в новой администрации также окружают люди бывшего президента. Полномочия у нового президента есть, но от реальных рычагов воздействия на власть он отлучен.

— Экономическая стабильность, являющаяся, по вашим словам, источником легитимности существующей системы власти в России, может быть легко разрушена резкими колебаниями цен на энергоносители.

— Мы не прогнозируем в среднесрочной перспективе рез­кого падения цен на нефть, подобного тому, что имело место в конце 80-х годов и привело в итоге к распаду Советского Союза. Тогдашнее падение цен носило во многом политический характер и было обусловлено сговором правительств США и Саудовской Аравии. Сегодня ситуация принципиально иная. Россия не является больше главным геополитическим противником США в мире, каким был СССР, и развал России не является первоочередной целью американской внешней политики. Да и отношения США с нефтедобывающими странами сегодня далеко не те, что были в восьмидесятых. Даже если к власти в Вашингтоне придут ультраконсерваторы и потребуют от Эр-Рияда снизить цены на нефть, не факт, что саудовцы и другие импортеры сегодня американцев послушаются. Тем не менее зависимость россий­ской экономики от нефтяной и газовой иглы сегодня осознается всеми и в первую очередь самим руководством России. Программа модернизации экономики, фактической целью ко­торой является диверсификация источников доходов, имеет, на наш взгляд, все шансы быть реализованной.

— Каким образом?

— Для этого необходимо только сохранить отстроенную систему власти и избежать угрозы двоевластия и анархии. Мы убеждены, что Путин по­старается удержать рычаги реальной власти в своих руках, по крайней мере до 2020 года, когда программа модерниза­ции экономики примет не­об­ратимый характер. Как он бу­дет это делать — зависит от обстановки. Либо он останется вечным премьером при сменяющих друг друга президентах, либо, если кто-нибудь из них попробует претендовать на реальную власть, обопрется на партийные структуры. Преж­де всего имеется в виду партия «Единая Россия», а так­же многочисленные пропутин­ские движения, которые пока не востребованы, но обязатель­но будут востребованы в случае возникновения малейшей угрозы власти Путина и реали­зации его программы.