\"Индиана Джонс и королевство хрустального черепа\": полный разбор

На модерации Отложенный

Кризис сценарных идей (плюс обнагление сценаристов) в Голливуде приводит к тому, что бурный продюсерский поток бьется то об один, то о другой скалистый берег бурного кинематографического моря, рождая довольно странные модные течения. Сначала появилась мода на экранизацию комиксов: подобные фильмы стали появляться то у одного, то у другого режиссера, а потом рванули таким девятым валом, что сейчас чуть ли ни каждый второй фильм в качестве "литературной" основы имеет комиксоидное происхождение. Затем пошла мода на ремейки, причем если сначала они делались на иностранные фильмы (французские, итальянские), то после этого стали появляться ремейки на старые голливудские фильмы, а потом пошли ремейки чего угодно - включая даже совсем недавние успешные картины. Ну и третья волна - продолжениями старых суперхитов, давно занявших свое место в пантеоне голливудской киноклассики.

Тон тут задал Сильвестр Сталлоне. Давно сошедший со звездной сцены Слай, которые в последние годы если и появлялся, то исключительно со всяким отстоем, вроде "Гонщика", вдруг взял да и так выстрелил продолжениями своих культовых "Рокки" и "Рэмбо", что киноманы долго и задумчиво чесали в затылках, приговаривая: "Ну, старичок, ты и зажёг, старичок, мы даже не ожидали".

Лукас и Спилберг тоже не смогли остаться в стороне. Неважно, кто именно там выступил катализатором интеграционных процессов, но они давно уже решили реанимировать боевого профессора Индиану Джонса, который сходил в последний крестовый поход вместе с Шоном Коннери и, казалось, навеки успокоился вместе со своими любимыми артефактами.

Собственно, разговоры о квадриквеле (какое мерзкое слово) велись уже лет девять, но Спилберга все не устраивал сценарий. Многие сценаристы трудились над литературной основой новых приключений неуловимого Инди, однако старина Спилберг всем давал от ворот поворот - даже Фрэнку Дарабонту, которого, как говорят, отказ жутко обидел, так как он в свой вариант сценария вложил много сил.

Но тут Гаррисон Форд заявил Спилбергу, что еще немного, и он, как древний "Форд Т", развалится на составные части, поэтому придется снимать фильм о приключениях сына Индианы, дочки Индианы или даже его внуков, но никак не самого доктора Джонса, который только и мечтает о том, чтобы выйти на пенсию, а знаменитый кнут использовать исключительно для выпаса мирных домашних животных, вроде сусликов.

Спилберга это заявление подстегнуло похлеще индианского кнута, поэтому он быстро засадил сценариста Дэвида Коэппа за работу, предложив вдохновляться лучшими идеями уже разработанных сценариев, в результате чего в 2006 году фильм был запущен в производство, а в 2008 попал на экраны.

Теперь немного о сюжете... Профессор Джонс счастливо пережил вторую мировую войну, во время которой он ревностно работал на родные американские спецслужбы - то ли искал для них очередной Грааль, то ли требовал от древних богов помощи молодой американской демократии. Потом он с головой ушел в преподавание на кафедре, уже не помышляя обо всяких экспедициях, но в 1957 году профессора откопала боевая группа бравых кагебешников во главе с фанатичной красоткой Ириной Спалько (Кейт Бланшетт), которая стряхнула у Индианы пыль с ушей и песок с суставов, после чего отвезла его в пустыню Невада, где их как раз дожидалась суперсекретная американская военная база, бдительно охраняемая аж пятью солдатами.

Легендарные кагебешники перемещаются по Неваде так, как и полагается этому гордому племени - на десятке вездеходов и броневиков, снабженных кучей самого разнообразного оружия. Почему у них при этом не было советских танков и самолетов - непонятно, тем более что дальний потомок Ирины Спалько Прекрасная Полковница Заворотнюк в пустыню к международным террористам нагнала этой военной техники столько, что просто небо потемнело.

Зачем Спалько военная база и профессор Джонс? А на базе подлые американы держат некий секретный ящичек, оставшийся после знаменитой "невадской аварии". Спалько знает, что хранится в этом ящичке. И Джонс знает. Поэтому, чтобы не терять силы и не ворочать ящики в здоровенном ангаре, Спалько привозит профессора, который должен выступить в качестве ищейки. Поначалу Джонс отказывается вот так вот сразу предать американский народ и его вооруженные силы, но потом, сраженный изумительным фрикативным "г" мадам Спалько и подбодренный уколом ее любимой кавалерийской сабли - все-таки отыскивает заветный сундучок.

Ну и пошло-поехало. Небольшой ядерный взрыв, крутой пацанчик по кличке Дворняжка Уильямс (Шайя Лабаф), письмо профессора Оксли (Джон Харт), неожиданная встреча с Марион Ревенвуд (Карен Аллен), предательство старого друга Мака (Рэй Уинстон) - короче говоря, теперь Инди совершенно погрязнет во всех этих старых городах, хрустальных черепах, милых его сердцу артефактах и дверях в параллельные миры.

Ну, а бравый отряд кагебешников будет сопровождать Индиану и его друзей до самого королевства хрустального черепа. Им хочется привести хрустальные черепа в лоно святой коммунистической идеологии. Есть у них такая светлая цель.

***

В общем, квадриквел-шмадриквел получился у Спилберга и его закадычного друга Лукаса вполне неплохо. Особенно учитывая тот факт, что я ничего хорошего как-то и не ожидал - было бы наивно думать, что они смогут воскресить старого Индиану. Старого - не в смысле Форда с намотанными двумястами тысячами пробега по бездорожью, а в смысле старого-доброго Индиану, которого мы знаем и любим.

Тем не менее как раз Индиана, то есть Форд, смотрится максимально достойно, учитывая его вторую половину шестидесятых. Ну да, тот же доктор Джонс, только постаревший, однако не растерявший своей былой крутости. Он теперь не настолько легок на подъем, уже не приходит в такой дикий восторг от артефактов (годы берут свое), но за черепами гоняется вполне лихо, попутно воспитывая молодого обалдуя.

Молодого обалдуя Шайя Лабаф сыграл именно так, как полагалось по сценарию. Лабаф с трансформерных времен подрос, возмужал, подкачался и смотрится вполне на месте. Мне он понравился, и я совершенно не согласен с теми рецензентами, которые его почему-то кроют на все корки. А за сцену с "пижонами" в кабачке - вообще отдельное спасибо: она мне напомнила первый "Назад в будущее".

Впрочем, с напоминаниями в фильме все в порядке. Спилберг специально отказался от цифровых камер и снимал четвертого "Индиану" по старинке: на пленку и с минимальным использованием современных компьютерных технологий. Четвертый фильм должен был четко напоминать манеру первых трех - у них это, в общем-то, получилось, хотя, на мой взгляд, некоторые сцены, особенно на древнем кладбище, смотрелись уж очень искусственными, студийными - в старых фильмах такого не было.

Что в фильме плохо? Сценарий. Семь лет сценарных мук закончились ожидаемым пшиком: в сценарий напихали по чуть-чуть оттуда, отсюда, из тех, из этих и из "Капитала" Маркса, в результате чего цельности повествования предыдущих трех лет нет и в помине. Остались одни штампы. Вместо нацистов - кагебешники, вместо папаши Джонса - юный Уильямс, вместо Храма Судьбы или Ковчега - хрустальные черепушки и древний город, однако объединяет это все такая рваная канва мутного коктейля из невадской аварии и древних инопланетянах с их волшебными черепами, что людям с коэффициентом IQ чуть более сорока лучше и не пытаться там все разложить по полочкам, ибо это чревато вывихом правого полушария.

С визуальной же точки зрения здесь все хорошо. Сто восемьдесят миллионов потрачены явно не только на гонорар Гаррисону Форду - это отлично видно. За автомобильные и мотоциклетные погони, перестрелки, бешеных муравьев и древний город можно даже простить чудесное спасение Индианы, залезшего в холодильник в эпицентре ядерного взрыва. Да путь хоть в тумбочку залезет дорогой наш старикашка - лишь бы спасся, правильно?!!

Визуально стиль классической трилогии выдержан очень четко. Тут тебе и древние города, и заброшенные кладбища, и красивые артефакты, и жуткие западни, и таинственные механизмы, которые от нажатия неприметной штучки-дрючки начинают елозить туда-сюда шестеренками, балками, каменюками, блоками и так далее, эффектно поднимаясь, разъезжаясь, отворяясь во все стороны.

Юмора в фильме, правда, стало поменьше, но Индиана все-таки пару раз удачно пошутил, а кроме того - небольшая армия долбанутых русских кагебешников в сердце Америки, ведомая лихой кавалерист-девицей с шашкой на боку и серпом с молотом между лопатками - это же сама по себе очень удачная хохма, не правда ли?

Таким образом, фильм я оценил бы на четверочку с минусом. Посмотреть вполне можно. Пересматривать его, в отличие от первых трех фильмов, я не буду совершенно точно, но как попытка возродить старых героев в состоянии боевитой старости - вполне достойно. Только сценаристу нужно что-нибудь оторвать. Хотя бы руки.

P.S. Не знаю, что именно российские прокатчики наваляли с переводом, но озвучка как таковая сделана максимум на тройку. Плохо подобрали голоса, вялые интонации. А друзья с Украины рассказывали, что у них четвертый "Индиана" идет вообще в потрясающем варианте: американцы все говорят по-украински (дубляж), зато кагебешники - по-русски. Картина просто психоделическая.

***

Оценки по пятибалльной системе

Зрелищность 5

Актерская игра 4-

Режиссерская работа 4

Сценарий 3

Кратко о фильме неплохо

Нужно ли смотреть вполне можно