Японский премьер обустраивает Тихий океан
На модерации
Отложенный
В конце минувшей недели премьер-министр Японии Ясуо Фукуда обнародовал свою внешнеполитическую доктрину, пообещав превратить бассейн Тихого океана в новое Средиземное море, на берегах которого возникнет невиданная по мощи цивилизация. Россию тоже приглашают в "средиземье", но на некоторых условиях. Другим участникам будущего сообщества никаких условий не выдвигается. С подробностями — корреспондент ИТАР-ТАСС в Токио ВАСИЛИЙ ГОЛОВНИН, специально для "Ъ".
Суть концепции японского премьера — превращение бассейна Тихого океана в самый оживленный перекресток мировой цивилизации — в "Средиземное море ХХI века", плотно охваченное экономическими и культурными связями. Основной вклад в это, по мнению господина Фукуды, сделают Япония, Китай и Южная Корея. Именно они, считает премьер, будут мотором невиданного экономического расцвета зоны Тихого океана, который станет "внутренним морем" самых динамичных государств мира.
"Уже сейчас на страны, расположенные по периметру Тихого океана, приходится около 60% ВВП и более 40% торговли планеты,— сказал господин Фукуда на международной конференции в Токио.— Через 30 лет на берегах этого внутреннего моря будут соседствовать государства, занимающие все первые десять мест в мире по экономической мощи".
"Чье же это будет внутреннее море? — вопрошал премьер.— Тихий океан уже стал внутренним морем для Японии, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Оно будет таким и для России, если продвинется освоение ее Дальнего Востока. Разумеется, это внутреннее море для Китая и Индокитая, Австралии и Новой Зеландии. Через Индию, как мне хотелось бы думать, оно будет связано и с Ближним Востоком".
Для создания новой цивилизации "внутреннего моря" господин Фукуда намерен всячески способствовать развитию экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии. В этом регионе за предстоящие 30 лет он предлагает преодолеть чудовищную разницу в уровне жизни, например, между процветающим Сингапуром и нищим Лаосом.
Японию господин Фукуда хотел бы рассматривать как "страну, способствующую миру" в новом "средиземье". Речь идет и о помощи в защите морских линий от пиратов и террористов, и о распространении на регион новейших технологий предотвращения стихийных бедствий. Однако главным гарантом спокойствия во "внутреннем море" премьер видит США, а военный союз Токио с Вашингтоном он называет "устройством, обеспечивающим стабильность Азиатско-Тихоокеанского региона".
Неожиданно много в своей речи господин Фукуда говорил и о России. "Недавно я был в Москве,— напомнил премьер,— где с господами Медведевым и Путиным мы вели разговор о сотрудничестве в стабилизации нашего региона. В последнее время Россия вновь обращает взгляд на Дальний Восток. Она ищет пути сближения с зоной Азии и Тихого океана, чтобы подтолкнуть развитие своего Дальневосточного региона, Восточной Сибири. Я же сказал, что с этой целью России нужно подписать мирный договор с Японией. Если Россия углубит отношения с Японией и свяжет себя с Азией и Тихим океаном, она получит еще большие шансы для роста".
Другими словами, господин Фукуда проявляет интерес к интеграции Москвы в "средиземье", однако по старинке полагает, что путь в регион лежит для нее через передачу Токио Южных Курил. Российская элита, похоже, пока придерживается иного мнения: Япония далеко не единственное окно в Азиатско-Тихоокеанский регион, а за ресурсами востока России, в первую очередь за нефтью и газом, готовы в очередь выстроиться многие. Мирный договор с Токио, конечно, важен, но интеграцию России в бурно растущую экономику тихоокеанского "средиземья" сдерживает не отсутствие этого документа, а скорее внутренние отечественные проблемы.
Нельзя не заметить также, что внешнеполитические концепции в Токио в последнее время меняются с каждым премьером. Дзюнъитиро Коидзуми делал ставку только на мощный союз с США, легко шел с Китаем на обострение, а в отношениях с Россией избрал прагматический курс — переговоры о Южных Курилах заморозить, а естественному развитию экономических связей не мешать. Сменивший его Синдзо Абэ говорил о необходимости создания коалиции стран с общими ценностями — Японии, США, Австралии и Индии, которая явно была нацелена на сдерживание Китая. Господин Абэ обещал быстро найти и способ подписания мирного договора с Москвой, но ушел в отставку из-за серии скандалов с его правительством и провала на парламентских выборах.
Недолгий век сулят и правительству Ясуо Фукуды — уровень его популярности упал ниже 20%, и премьеру грозит отставка уже летом-осенью, сразу же после саммита "восьмерки", предстоящего в Японии в июле. Ну а его преемник вполне может отложить в сторону увлекательный план построения "средиземья" и придумать что-нибудь еще.
Комментарии