Джордж Сорос предсказывает \"период великого разрушения благосостояния\"

На модерации Отложенный Финансист и филантроп Джордж Сорос (George Soros) имеет основания торжествовать, полагает еженедельник Newsweek, опубликовавший в последнем номере обстоятельное интервью с одним из столпов инвестиционного рынка. Причина торжества — печальная: на наших глазах сбываются его давние предсказания, что придет время для лопания "экономических пузырей". Более того, по разумению Сороса, "мы вступили в период великого разрушения благосостояния".

Вскоре выйдет в свет книга Сороса "Новая парадигма финансовых рынков", в которой автор Сорос связывает финансовый кризис с его "теорией рефлексивности", объясняющей появление экономических пузырей. В интервью для Newsweek Сорос констатировал начало конца американского доминирования в экономической сфере: "С окончания Второй мировой войны до сего момента мы находились в своего рода "суперпузыре", характеризовавшимся кредитным расширением на основе доллара как международной резервной валюты. Нынешний кризис знаменует конец этой эры. США столкнулись и с рецессией, и с отходом от доллара".

В этом интервью Сорос выступает в роли убежденного адвоката госрегулирования для уменьшения ущерба от кризисов. В последние два десятилетия основная тенденция экономического развития в США и в мире в целом сводилась к тому, что "кредиты росли быстрее валового национального продукта". Многие все это время полагали, подчеркивает Сорос, что "рынки в состоянии скорректировать такого рода излишек". Такой подход вызвал к жизни ряд "дерегулирующих и либерализационных мер", которые "укрепили веру в то, что рынки могут самокорректироваться".


На самом деле, резюмирует Сорос, это иллюзия, и финансовые кризисы последних двух лет тому доказательство, поскольку всякий раз государство "было вынуждено вмешиваться, чтобы исправить ситуацию".

Краткосрочный прогноз Сороса не отличается оптимизмом. "Худшее в области кризиса ликвидности уже позади, но еще предстоит ощутить значительную часть его последствий в реальной экономике, — говорит финансист, отличающийся невероятным чутьем во всем, что касается искусства делать деньги. — Я полагаю, в американских ценах на недвижимость еще будет значительный спад. Мы, вероятно, еще и полпути вниз не прошли. Также сильно сократятся и потребительские расходы в США. В-третьих, будет ограничение на кредитование бизнеса. Американская рецессия неизбежна, и мысль о том, что она окончится к концу этого года, невероятна. Невозможно дать точные финансовые прогнозы, но я ожидаю гораздо более затяжной рецессии".

Долгосрочный прогноз Сороса не менее пессимистичен. В заключительном ответе, какой он может дать совет деловым людям, Сорос был безжалостен: "Мы вступили в период великого разрушения благосостояния. Так что вы должны быть очень консервативны — или очень проворны".

Сорос и в этом общении с прессой остался верен себе: он последователен в своей уничижительной критике такого авторитета, как Адам Смит: тот ошибался, утверждая, будто "невидимая рука" рынка все расставит по своим местам. Отнюдь, говорит Сорос, рынок не есть рациональная и саморегулирующаяся структура. Рынок, по глубокому убеждению инвестиционного гуру, нуждается в "настройке" со стороны государства.