В Крыму займутся возрождением шелководства
На модерации
Отложенный
Сотни гусениц длиной 5 см круглосуточно пожирают листья молодого тутовника, или, как его называют в народе, шелковицы. Через месяц в коконах из шелковой нити появляются куколки. Из этой нити и делают натуральный шелк.
Однако для того чтобы кокон можно было размотать, его необходимо намочить в горячей воде - открытие этой технологии изготовления шелка приписывают китайцам. Легенда гласит, что дочь китайского императора сидела под тутовым деревом и пила чай. В чашку упал кокон шелкопряда. Девушка попыталась его достать, потянув за ниточку, из которой он был свит, и нить размоталась.
Шелку не одно тысячелетие - археологи находят остатки этого материала, относящиеся к XV в. до н.э. За это время китайцы научились получать шелк трех различных цветов: если гусениц тутового шелкопряда кормить только листьями шелковицы, получается шелк белого цвета, если первые 20 дней давать им листья дикого тутовника, а только потом листья шелковицы, то получается желтый шелк. Гусеницы дубового шелкопряда дают шелк бурого цвета.
Чтобы из коконов шелкопряда получилось шелковое полотно, требуется многоэтапный процесс обработки сырья: собрать коконы, затем отбраковать непригодные, размотать и химически укрепить нити. Перед покраской нить подвергается выварке и отбеливанию. Для крашения употреблялись красители растительного происхождения. И только после этого можно ткать из нити полотно.
Кстати, долгое время в Китае человеку, разгласившему тайну получения шелка, грозила смертная казнь, но, по преданиям, секрет этот контрабандой переправила в Россию жена российского посланника, спрятав грену (яйца тутового шелкопряда, похожие на зернистую икру, но белые) в высокой прическе.
В Крыму шелководством с давних времен занимались греки, турки и татары, перенявшие опыт мастеров Балканского полуострова. В советские времена крымские шелка ценились во всем мире. Крым ежегодно поставлял в Киев, на Дарницкий шелковый комбинат, более 70 тонн коконов. Говорят, даже индийский лидер Индира Ганди предпочитала сари именно из крымского шелка. Были времена, когда за килограмм шелковой ткани давали килограмм золота. Наибольшего развития отрасль достигла в 80-е годы прошлого века.
До 1991 года шелководами Крыма ежегодно выращивалось до 70 т коконов и до 500 кг грены, более 20 т шелкосырья поставлялось на размотку ,на Запорожскую шелкомотальную фабрику. Плантации под тутовыми насаждениями простирались на площади 1500 га в 86 хозяйствах Крыма. Производством коконов занимались Джанкойский, Белогорский, Красногвардейский, Кировский, Нижнегорский, Симферопольский, Сакский и Бахчисарайский районы. Тогда шелководство было стратегической сферой, потому что снабжало сырьем легкую промышленность, обеспечивала военно-промышленный комплекс материалом для парашютов, медицине давала хирургические нити.
Теперь это славные предания давно минувших дней.
По словам министра АПК Крыма Павла Акимова, до 1990 года шелководческая отрасль дотировалась государством, оно обеспечивало заинтересованность товаропроизводителей и поддерживало конкурентоспособность производимой продукции. Надбавки из госбюджета к закупочным ценам достигали 60%. Когда государство прекратило помогать отрасли, она стала убыточной, в результате сократилось производство племенных коконов, ухудшилось экономическое состояние крымского аграрно-производственного предприятия "Крымшелк". Долгие годы шелководство было в загоне, под топор пошли даже шелковичные деревья-селяне вырубили их… на дрова.
Сегодня в Крыму производством коконов и грены занимается в основном население, которому "Крымшелк" реализует гусениц тутового шелкопряда. А ведь в период расцвета сферы 70% коконов производили сельскохозяйственные предприятия и только 30% частный сектор. Свою лепту внесла и природа: гусениц губит повышенная температура воздуха (оптимальная для тутового шелкопряда 25-27 градусов) и нехватка питания.
По информации министра АПК, симферопольский гренажный завод из-за отсутствия материала-племенных коконов-не производит грену тутового шелкопряда. И это притом, что "Крымшелк" способен ежегодно выращивать до 5 тонн племенных коконов, а если привлечь сельхозпредприятия и население, то и 50 тонн в год. Но возрождение отрасли возможно только при государственной поддержке.
Сейчас в Украине разработана программа по развитию шелководства, Крым имеет все основания участвовать в ней. Подстегнуть предпринимателей может повышенный спрос на этот товар. Украина идет по пути интеграции в Европу, где цены на шелк высокие - обеспеченный Запад отдает предпочтение ткани на основе природного материала. То есть спрос на сырье будет. Да он, собственно говоря, никогда не исчезал, просто предложить Крыму было почти нечего. Хотя вырастить тутового шелкопряда при желании может даже пенсионер в подсобных строениях собственного дома. Вопрос только в корме, ведь тутовый шелкопряд употребляет в пищу исключительно листья шелковицы. Впрочем, саженцы тутового дерева уже на третий год способны обеспечить кормом прожорливую гусеницу.
Выгодно производство еще и потому, что оно практически безотходное: из ягод шелковицы получают прекрасное вино, варенье, джемы, компоты, она нормализует давление и у гипотоников, и у гипертоников. А если вспомнить, что в Крым из Средней Азии-региона традиционного шелководства - вернулись крымские татары, многие из которых на деле знакомы с технологией выращивания шелкопряда и переработки коконов, так автономии просто грех не развивать шелководство. Если еще и государство хотя бы на начальном этапе поддержит не словом, а делом, то шелководство имеет все шансы помочь выжить малому предпринимательству в сельских районах и стать доходной статьей бюджета страны.
Комментарии