Иранскую ядерную программу \"поставили на счетчик\"
На модерации
Отложенный
Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1803, ужесточающую экономические санкции против Ирана - за отказ остановить обогащение урана. Это третья попытка оказать давление на "несговорчивую" страну за два последних года. Тегерану отводится 90 дней на исполнение нового решения.
Совбез ООН призвал государства "проявлять бдительность" при выделении новых кредитов и гарантий физическим и юридическим лицам Ирана. Названы два иранских банка, включенные в "черный список", — "Мелли" и "Садерат", рекомендовано "на суше и на море" досматривать грузы, перевозимые транспортными компаниями "Иран Эйр Каргоу" и "Исламик Репаблик оф Иран шиппинг лайн". Ограничения распространяются также на ввоз в Иран товаров "двойного назначения", которые могут быть использованы не только для мирных целей. Вводится запрет на выезд из Ирана в другие страны 18 человек, причастных к ядерным и ракетным программам.
Документ был принят 14 голосами "за" (включая Россию) при одном воздержавшемся (Индонезия). Резолюция, как говорится в специальном заявлении МИД России, стала результатом непростого компромисса — из нее были изъяты все "избыточные политические и экономические требования" сторонников жесткой линии в отношении Тегерана. Санкции не распространяются на АЭС в Бушере, возводить которую помогает Россия.
Одновременно в Нью-Йорке было озвучено заявление "шестерки" по Ирану (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия), которая поддержала решение Совбеза. "Мы подтверждаем свою приверженность параллельному подходу к решению данной проблемы", — говорится в документе. Параллельный подход подразумевает оказание давления на Иран — включая экономические санкции — при невыполнении Тегераном требования мирового сообщества о приостановке обогащения урана, а также поощрение Тегерана в случае, если он продемонстрирует готовность к сотрудничеству с ООН и МАГАТЭ.
В целом Россия выдержала свою линию по иранскому вопросу. Благодаря ее усилиям из резолюции исключены даже намеки на возможность оказания силового воздействия на Тегеран. Ирану дан четкий сигнал: не следует испытывать терпение Москвы и мирового сообщества, демонстративно игнорируя обоснованные требования в сфере ядерной безопасности. Решение, вне всякого сомнения, пришлось принимать с учетом возможных негативных последствий для двустороннего экономического сотрудничества. Вроде бы случайно в иранских СМИ буквально день в день с заседанием Совбеза появилась информация о подготовке крупной сделки, связанной с поставками Ирану крупной партии российских транспортных самолетов. Речь идет о контракте на 2—2,5 миллиарда долларов, по которому Тегерану в течение 10 лет могут быть поставлены сто самолетов Ту-204 и Ту-214.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров: "Ирану не следует разогревать атмосферу"
"Мы не одобряем действий Ирана по постоянному демонстрированию своих намерений развивать ракетную отрасль, продолжать обогащение урана. Однако с точки зрения международного права эти действия не запрещены. Нельзя не учитывать, что предыдущие годы выявили ряд проблем в ядерной программе Ирана. Пока они не будут сняты, было бы благоразумно воздерживаться от шагов и заявлений, которые разогревают атмосферу и создают впечатление, что Иран вознамерился игнорировать международное сообщество, СБ ООН и МАГАТЭ. Возможность начала переговоров об окончательном урегулировании всех проблем, связанных с иранской ядерной программой, сохраняется".
(Из интервью Сергея Лаврова, которое он дал на борту самолета журналистам "мидовского пула", возвращаясь из Любляны после недавней встречи с "евротройкой").
Комментарии