Юрий Лужков пригрозил упразднить эвакуаторы

На модерации Отложенный Накануне ожидающихся в Москве снегопадов мэр Юрий Лужков неожиданно осознал, что борьба за очистку улиц от машин в столице ведется далеко не цивилизованными методами. И пообещал поставить крест на эвакуаторах, если те не изменят методы своей работы. Вчера градоначальник устами своего пресс-секретаря Сергея Цоя признался в том, что в городской службе перемещения транспортных средств не все гладко. «Юрий Михайлович возмущен тем, что происходит сращивание некоторых сотрудников службы с органами правопорядка, ГИБДД, таксистами», -- передал слова мэра г-н Цой.

Москвичи, «для удобства которых и по просьбе которых была создана служба», постоянно жалуются на то, что с них берут плату за перемещение и хранение автомобилей, сказал Сергей Цой. Он подчеркнул, что, по мнению г-на Лужкова, услуги системы эвакуаторов должны быть бесплатными. Мэр также выразил свое недовольство тем, что горожанам, которые пытаются вернуть свою машину со спецстоянки, приходится долгое время проводить в очередях. Градоначальник дал понять, что считает нынешнюю манеру работы эвакуаторной службы недопустимой, и «жестко заявил, что любая система, которая работает не в интересах москвичей, не нужна городу». По словам г-на Цоя, если в ближайшее время в ведомстве не будет наведен порядок, «мэр Москвы даст указание о прекращении финансирования службы и примет конкретные решения по ее ликвидации».

«Надо понимать, что глас общественности дошел до ушей Юрия Михайловича. Но информация о сращивании эвакуаторщиков, гаишников и таксистов никак не должна быть новостью», -- прокомментировал это заявление в беседе с корреспондентом «Времени новостей» лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Напомним, что один раз эвакуаторы в столице уже «выводили за штат» по весьма схожим причинам. В декабре 2004 года Лужков подписал распоряжение о временной приостановке работы соответствующих коммерческих служб. Тогда также говорилось о большом количестве жалоб, поступивших от владельцев транспортных средств. Автомобилисты жаловались: чтобы вернуть машину, увезенную на штрафную стоянку, автовладельцу нужно было оплатить услуги эвакуатора, стоившие около 1800 руб., выложить по 52 руб. за каждый час пребывания автомобиля на этой стоянке и уплатить штраф за нарушение правил парковки. Мэр поручил департаменту транспорта и связи правительства Москвы разработать «меры по обеспечению контроля за работой эвакуаторов, исключающие злоупотребления». Кроме того, предполагалось, что услуги новой, единой городской службы перемещения, поставленной под контроль ГИБДД, будут бесплатными. Примерно через год запрет на работу эвакуаторов был снят, но, как явствует из вчерашнего выступления Юрия Лужкова, нынешнее положение вещей принципиально не отличается от ситуации трехлетней давности.

До того как градоначальник вновь заговорил о непорядке в работе эвакуаторов, этот вопрос стал предметом обсуждения столичных парламентариев. На прошлой неделе депутаты Мосгордумы обсудили наболевший вопрос с представителями отраслевых ведомств.
Последние признали: система выдачи эвакуированных автомобилей со штрафстоянок, во-первых, забюрократизирована, а во-вторых, представляет собой питательную среду для вымогательства и коррупции.

«Не является секретом то, что зачастую эквакуаторщики выбирают не те машины, которые мешают движению, а те, которые легче взять. Например, иномарки, припаркованные у кинотеатров или развлекательных центров, где собираются денежные люди, с которых можно получить неплохой куш», -- замечает Вячеслав Лысаков. По словам лидера движения «Свобода выбора», к числу «хлебных мест» относятся и те, куда человек приезжает в случае крайней необходимости, например медицинские учреждения. «Существует масса способов «заработка» дополнительных денег, разработанных вместе с криминальными группами, гаишниками», -- утверждает Лысаков.

В качестве превентивной меры депутаты Мосгордумы предложили руководителю городской службы перемещения транспортных средств (ГСПТС) Сергею Лукьянову почаще менять водителей эвакуаторов, дабы те не успели договориться с инспекторами ГИБДД. В ответ на это представители московского управления автоинспекции согласились с тем, что, действительно, имеют место случаи вымогательства. За 2007 год после 16 проверок, проведенных в УГИБДД, были уволены три сотрудника, а против одного даже было возбуждено уголовное дело (для сравнения: за год на спецстоянки было доставлено 178 тыс. автомобилей).

Г-н Лукьянов со своей стороны заверил автомобилистов: если владелец машины появился в момент ее «увоза», авто должно быть снято с эвакуатора. «Об этом же не раз говорил и замначальника ДОБДД МВД Владимир Кузин, ссылавшийся на положения Кодекса об административных правонарушениях», -- свидетельствует г-н Лысаков. Но недвусмысленное требование КоАП не выполняется. «Известны массовые случаи, когда машины увозят, несмотря на то, что водитель просит решить дело миром или даже пытается запереться в автомобиле, -- рассказывает лидер движения «Свобода выбора». -- Эвакуаторщики оскорбляют, применяют физическую силу или, как это было в Санкт-Петербурге, вызывают дополнительный наряд милиции, который скручивает «бузотера».

К публичному «разносу», устроенному мэром службе перемещения, лидер «Свободы выбора» относится скептически. Проблема, по мнению Лысакова, не в эвакуаторах, она гораздо серьезнее и коренится в отсутствии в Москве общей транспортной стратегии. «Даже если служба эвакуации будет работать нормально, то, скажем, проблем парковок это не решит. На всю Москву -- 4 тыс. парковок, -- замечает собеседник «Времени новостей». -- Если градостроители первоначально и планировали зарезервировать какие-то площадки для паркингов, то теперь эти площади заняты коммерческой уплотнительной застройкой, офисами и торговыми центрами -- всем тем, что приносит доходы в городскую казну».