Современные факторы страха: человечество не умеет правильно бояться
На модерации
Отложенный
В современном мире все слишком рискованно: поход в спортзал (вдруг сломаю ногу?), поездка на метро (а вдруг тот толстый мужчина в вязаной шапочке – переодетый террорист?), прополка огорода (а вдруг вот это удобрение вызывает рак?). Все эти страхи в совокупности вызывают другой страх – за собственное здоровье. Чем больше мы узнаем, тем меньше мы знаем – парадоксально, но факт. Именно неопределенность и заставляет нас волноваться и испытывать чувство страха. Человеческий мозг умеет прекрасно отвечать на неопределенную опасность: далекие предки оставили в наследство инстинктивные реакции. Однако не стоит забывать, что эти реакции подходили к опасности быть съеденным хищником или отравиться мухомором. Современным людям только предстоит выработать в себе столь же эффективные инстинкты в качестве реакции на современные страхи: теленовости, политические интриги, террористические атаки. А пока неопределенность не дает нам сосредоточиться. Даже самый простой вопрос - покупать ли мобильный телефон или нет – способен поставит в тупик многих современников. Дилемма такова: что хуже, испытать на себе неприятные возможные последствия использования сотовой связи (а вдруг – рак мозга?), или умереть от сердечного приступа, потому что неоткуда было позвонить и вызвать скорую? Эмоции очень важны при попытке проанализировать все возможные последствия опасностей, однако они рождались и оттачивались во времена господства хищников, а не химикатов. Таким образом, эмоции часто заставляют людей принимать решения, которые, возможно, когда-то были очень разумными. Но не в современном мире. Попробуем разобраться: чего же мы на самом деле боимся и как правильно оценить последствия своих страхов?
1. Змеи страшнее автомобилей
Последствия страха и эмоции - неразделимы
На первый взгляд, чувство страха совсем не похоже на холодный и трезвый просчет последствий грозящей нам опасности. Однако именно так оно и устроено: молниеносная оценка ситуации и ее возможных последствий. Мозг посылает организму сигнал об опасности, и тот незамедлительно реагирует мощным выбросом адреналина. Именно так реагировали на опасность наши далекие предки.
В результате этих древних, унаследованных эмоциональных алгоритмов, человеческий страх часто не пропорционален реальным последствиям. Пример: пауки и змеи подсознательно пугают людей гораздо больше, чем, к примеру, быстро едущий навстречу автомобиль, хотя, судя по тяжести последствий "встречи" с автомобилем, должно быть ровно наоборот - от яда пауков и змей давным-давно существуют противоядия. Почему же люди не боятся вполне очевидной опасности? Дело в том, что способные двигаться на больших скоростях телеги с мотором – это относительно новое явление с точки зрения подсознания. Древние инстинкты подсказывают, что быстро в ответ на быстро приближающуюся угрозу надо замереть и не двигаться. В прошлом такая модель поведения неплохо помогала выжить – спасало от хищников. Однако вряд ли это сработает, если место хищника заняли автомобили.
2. Мы боимся ярких, драматических событий
Страх искажает анализ последствий
Страх, прежде всего, атакует примитивные области головного мозга, воздействуя на память тела для проявления инстинктивных реакций - задолго до осознания возможных последствий. Самый банальный пример: рука как бы сама резко отдергивается от горячей сковородки, задолго до того, как человек успевает действительно осознать, что ему больно держаться за раскаленный металл. Тело "помнит" боль и реагирует инстинктивно. Этот простейший механизм спасает нас от серьезных ожогов.
Подобный механизм памяти обостряется во время масштабных катастроф: землетрясений, крушений самолетов, террористических атак. На самом деле, эти события происходят относительно редко, однако частое упоминание о них в средствах массовой информации смещает акценты – все внимание приковано к ним. Как следствие, люди начинают переоценивать последствия ужасных, но нечасто встречающихся катастроф, и недооценивать реальную опасность. В качества иллюстрации можно привести данные двух независимых исследований, проведенных в конце 2001. После трагедии 11-го сентября многие американцы пересмотрели свои планы на Рождество и поменяли маршруты, лишь бы не пользоваться услугами авиакомпаний. Наводящая ужас масштабная картина катастрофы, многократно повторенная на телеэкранах, закрепилась в массовом сознании как образ реальной опасности, и сознание сделало вывод: чтобы ее избежать, нужно перестать летать на самолетах. При этом из нити рассуждений выпал очевидный и многократно повторенный факт: по статистике ежегодно на дорогах гибнут сотни тысяч людей, а полеты на самолетах – куда как более безопасный способ путешествия. Результат: в конце 2001 года на дорогах США погибло на 1000 человек больше, чем в конце 2000 года. Аналитики связывают резкое увеличение числа жертв именно с отказом многих людей от авиаперелетов после крушения башен-близнецов.
3. "Сердечное" бесстрашие
Люди склонны недооценивать реальную угрозу
Людям свойственно совершать рискованные действия, которые не влекут за собой немедленных негативных последствий. К примеру, курить. Нить рассуждений примерно такова: всего oдна сигарета в день - что плохого может случиться? Но если курить по одной сигарете каждый день в течение многих лет, результатом может стать ряд проблем с сердечно-сосудистой системой. Нет, наверное, человека на планете, который не осознавал бы причинно-следственную связь между привычкой курить и болезнями сердца. Однако же человечество продолжает дымить, невзирая на последствия. Психологи считают, что опасность, которая не приходит внезапно, а образовывается постепенно (к примеру, ожирение, сердечная недостаточность или глобальное потепление), не имеет достаточного воздействия на инстинкт самосохранения, хотя и осознается разумным существом в полной мере.
4. Ядохимикатам у соседа – нет! На моем участке - да!
Иллюзия контроля
Действия, последствия которых можно проконтролировать, воспринимаются людьми как менее опасные. Это утверждение помогает понять, почему пассажиры так нервничают, когда водитель за рулем начинает болтать по мобильному телефону, и почему они так спокойно проделывают это сами, превращаясь в водителей. По той же схеме объясняется отсутствие страха перед использованием ядохимикатов в собственном саду и волнения, когда тем же самым занимается сосед по участку. Иллюзия контроля над ситуацией снижает уровень страха.
5. Дави на газ, раз пристегнулся
Одну опасность сменяет другая
По статистике, на скользкой и заснеженной трассе в аварии чаще всего попадают водители на полноприводных джипах. Ложное чувство безопасности, внушенное техническими характеристиками автомобиля, подталкивает водителя к более рискованному поведению на дороге, что приводит к вполне закономерному результату. Срабатывает механизм компенсации риска: у каждого человека существует так называемый предпочитаемый уровень риска, и поведение каждого конкретного индивида корректируется таким образом, чтобы поддерживать показатель уровня риска на постоянном уровне. Устройства, спроектированные специально для повышения уровня безопасности – ремни, подушки, тормоза – создают иллюзию защиты и заставляют людей лихачить на дорогах, ведь подсознательно они чувствуют себя в безопасности.
6. Подростки слишком тщательно анализируют последствия
Рациональный подход - опасен?
Беспокойство родителей о своих чадах всегда принимало несколько гипертрофированные формы: а вдруг заболеет, а вдруг попадет в аварию, а вдруг забеременеет, а вдруг напьется, а вдруг, а вдруг, а вдруг?.. Родители почему уверены, что дети не способны реально оценивать опасности окружающего мира – мол, молодежь считает, что смерти нет. Как ни странно, молодое поколение склонно скорее переоценивать различные опасности, и питать нелепые, с точки зрения взрослых, страхи. Вспомните, хотя бы, письма в редакции молодежных журналов из серии: "Подскажите, а можно ли заразиться ВИЧ через поцелуй?" Да что там говорить, авторы одного исследования обнаружили, что опрошенные ими подростки уверены, что ведущий активную сексуальную жизнь человек имеет на 60% больше шансов заразиться СПИДом, чем остальные люди.
Подростки более рационально подходят к вопросу взвешивания возможных последствий. На вопрос "стоит ли нюхать кокаин" большинство взрослых сразу ответят однозначным "нет", а подростку потребуется некоторое время – для обдумывания различных последствий и взвешенного анализа рисков. Исследователи, проводившие сканирование мозга у группы взрослых и группы подростков, выяснили, что при анализе последствий игры в "русскую рулетку" или вождения в нетрезвом виде у взрослых включались лишь эмоциональные отделы мозга, в то время как у подростков – рациональные. То есть, взрослые действовали на эмоциях, а подростки – на основе вдумчивого анализа. Однако подобный рациональный подход может выйти боком. Тщательно взвесив все негативные последствия приема кокаина (вред для здоровья, привыкание, денежные траты, уголовные последствия), подросток может принять решение попробовать наркотик, ибо для него такие вещи, как стать свои в компании или "получить кайф" могут оказаться более весомыми аргументами. Единственный выход: учить своих детей подходить к принятию решений с позиции эмоционального подхода, рассматривая самый худший сценарий – как делают это взрослые. Однако психологи уверены, что замена рационального подхода эмоциональным происходит только естественным путем – на этапе взросления.
7. Спорт или здоровье?
Оценка последствий неотделима от общественного мнения
Если на секунду забыть о проблемах с законом и с холодной головой сравнить возможные последствия курения марихуаны и, к примеру, участия в школьной команде по футболу для здоровья подростка, то получится, что спорт не так уж полезен. Только в 2006 году в США от травм, полученных во время соревнований, скончались 13 школьников. Алкоголь и сигареты вызывают зависимость, увеличивают риск заболеваемости раком, однако их продажа и употребление до сих пор не запрещены законом, как это произошло с той же марихуаной. Сравнение кажется абсурдным? Дело в том, что оценивая риски и последствия, невозможно удержаться от оценки ценностей, привитых обществом. Занятия спортом укрепляют организм, а курение марихуаны – асоциально. Следовательно, люди внутренне готовы принять и даже приуменьшить реально высокий уровень опасности, который несет спорт, только потому, что занятия спортом – это социально одобряемое поведение, и в то же время – преувеличить опасность чего-либо, подпадающего под определение "асоциальное поведение". Таким образом, оценивая опасность и риски, человек не опирается исключительно на голые факты. В ход идут такие переменные, как общественное мнение.
8. Солнце, воздух и вода - наши лучшеи друзья?
Почему "естественные" опасности легче принять
При слове "радиация" у человека от страха в буквальном смысле отключается мозг: в голову лезут мысли об атомной войне, последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, вспоминаются сюжеты из фантастических романов. Словом, человек пугается ни на шутку. Однако в то же время он, не задумываясь, каждый день подставляет голые плечи, лицо и голову радиации, которая убила столько человек, что никакому реактору и не снилось. Какой еще радиации, спросите вы? Поднимите голову и посмотрите в глаза угрозе: имя ей – Солнце. Однако эту опасность человечество не может оценивать адекватно: солнечный свет – настолько привычная часть окружающего мира, что она просто не может быть опасной! То, что "естественно", кажется людям безопасным, а то, что "искусственно", несет скрытую угрозу. И никогда не объяснишь, что некоторые "искусственные" химикаты от жуков-вредителей гораздо безвреднее для организма, чем "естественные", сделанные своими руками из хозяйственного мыла и соды "опрыскиватели".
Все новое, а тем более, созданное "искусственным" путем, сразу вызывает в человеке низкий уровень стресса. Показательный случай произошел в недавно США. Некоторые газеты вышли под сенсационными заголовками: "Товары, содержащие натуральные экстракты лаванды и чайного дерева, вызывают аномальное развитие молочной железы у мальчиков-подростков". Реакции общественности не последовало, активисты-экологи хранили молчание, новость прошла почти незамеченной. Если бы на месте масла чайного дерева оказался любой искусственный препарат, добавка или лекарство – дело неминуемо дошло бы до запрета на его использование. Но у природы слишком хорошая репутация, считают психологи. Слово "натуральный" постепенно становится синонимом прилагательных "хороший", "качественный", безопасный". Однако, малярия и мухоморы тоже, знаете ли, натуральны.
Комментарии