Москва превращается в кладбище ненужных памятников

На модерации Отложенный За два ближайших года в Москве, согласно постановлению столичного правительства, будет установлено 12 новых памятников. Еще несколько десятков изваяний, уже получивших одобрение чиновников, ждут своей очереди.

Между тем, по самым скромным оценкам, на улицах современной Москвы насчитывается свыше тысячи объектов монументального искусства. Москвоведы напоминают, что в дореволюционной столице установка памятника была редким и выдающимся событием, и требуют от властей не превращать город в кладбище.

Андерсен отправился в ссылку

Московские власти уточнили перечень исторических лиц и событий, памятники которым будут установлены в течение 2008-2009 гг., а также объем средств, выделяемых на их изготовление. Первыми в списке стоят датский сказочник Ганс-Христиан Андерсен и городской глава-реформатор Николай Алексеев, руководивший Москвой в 1885-1893 годах. Оба монумента ждут своей очереди с 2003 г., когда на этот счет были выпущены специальные распоряжения правительства Москвы.

Памятник Н.Алексееву, который первоначально планировалось открыть ко Дню города в 2004 г., будет установлен в сквере на Таганской площади. Авторский коллектив, помимо скульптора А.Бичукова, возглавляет главный архитектор Москвы А.Кузьмин, под руководством которого разрабатывался проект благоустройства площади. В Москомархитектуре подчеркивают, что появление фонтана рядом с фигурой городничего отнюдь не случайно: именно при Н.Алексееве Москва обзавелась современным водопроводом и канализацией.

Памятник Гансу Христиану Андерсену должен был появиться в Москве к 200-летию писателя еще в 2005 году. Однако тогда деньги нашлись только на установку памятного камня. Изначально планировалось, что скульптурное изображение Андерсена украсит собой детский парк усадьбы Трубецких в Хамовниках, однако потом сказочника "сослали" в Марьино.

Оба монумента обойдутся городской казне по 20 млн руб. каждый, а всего на сооружение памятников в 2007-2009 гг. власти Москвы выделили 201,6 млн рублей. Их потратят на увековечение памяти инженера и изобретателя Владимира Шухова, авиаконструктора Сергея Королева, поэта Осипа Мандельштама, нобелевского лауреата по физике Александра Прохорова, поэта Мусы Джалиля, генерала Михаила Скобелева, летчиков Валерия Чкалова и Михаила Водопьянова, адмирала Степана Макарова, а также воинов, отстоявших Москву в битве 1941-1942 годах.

"Мужик в пиджаке"

Вместе с тем источники interfax.ru в горадминистрации утверждают, что это лишь малая толика ранее утвержденных монументальных объектов. Своей очереди на установку ожидают поэт Плещеев, философ Конфуций, конструктор Николай Пилюгин, представители иностранной словесности Уолт Уитмен и Габдулла Тупай, авиаконструктор Артем Микоян и другие.

"На каждое заседание комиссии по монументальному искусству выносится не менее 10 предложений, примерно половина из них обычно проходит", - говорит собеседник агентства.

Вместе с тем в Москве до сих пор нет монументов Михаилу Булгакову, Константину Станиславскому, Дмитрию Шостаковичу, Борису Пастернаку и Ивану Тургеневу. Место последнего на Гоголевском бульваре в прошлом году занял скандальный памятник Шолохову, против установки которого единодушно высказались эксперты. "Отрезанные головы лошадей - это кощунство", - возмущается в беседе с interfax.ru член комиссии по монументальному искусству Нина Молева. Она напоминает, что "Шолохов с лошадьми" установлен напротив единственного сохранившегося в Москве дома, где жил И.Тургенев, памятника которому в городе до сих пор не существует.

По словам Молевой, мнение комиссии является рекомендательным, и в последнее время депутаты Мосгордумы и чиновники к нему редко прислушиваются. В Москве в огромном количестве появляются скульптурные изображения людей, которые с городом никак не связаны, а также монументы очень низкого художественного уровня. Чего, например, стоят памятники Пушкину с женой, изготовленные к 200-летию поэта. Тот, что на Никитских воротах, горожане метко прозвали "тараканы в банке", другой, на Старом Арбате, - "два Турандота".

Самостороем Н.Молева называет Шаляпина, появившегося рядом с торговым центром на Новинском бульваре, а также Мюнгхаузена у метро "Молодежная" и бронзовых Вампилова, Володина и Розова во дворе рядом с "Табакеркой". "Шаляпин был установлен ночью якобы для ознакомления и общественного обсуждения. Однако несмотря на негативную реакцию москвичей, его до сих пор не демонтировали", - возмущается Н.Молева. "Лежит какой-то непонятный дядька ногами к Садовому кольцу", - соглашается с ней депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. Он заявил interfax.ru, что в "Москве существует как этическое, так и эстетическое отставание в подходе к установке памятников". "Не обязательно ставить скульптуру, чтобы увековечить память о человеке или событии. Есть другие способы", - говорит депутат, ссылаясь на опыт европейских столиц. По его словам, все московские памятники - это "мужики в пиджаке, которые стоят, сидят или в крайнем случае скачут на лошади".

Н.Молева и Е.Бунимович называют такой подход провинциальным и несвойственным городским традициям. Москвовед напоминает, что дореволюционные памятники Минину и Пожарскому, Пушкину и Гоголю, создавались на народные деньги "по подписке". А сейчас власти навязывают горожанам свое мнение и вкусы. "Перестаньте превращать Москву в кладбище!", - требует Н.Молева.