Жизнь в условиях города сделала сообразительными всех бездомных животных
На модерации
Отложенный
Столичные биологи недавно сделали сенсационное открытие: в столице формируется новое поколение городских животных. У бездомных собак и кошек, живущих в мегаполисе, развиваются сложные рефлексы, не знакомые их домашним сородичам. Псы переходят улицу на зеленый свет светофора, а коты с ловкостью взломщиков открывают форточки. Цивилизация влияет даже на насекомых, но своеобразно: тараканы и мухи плохо усваивают современную пищу.
Поведение бродячих животных в российской столице практически уникально, считают ученые. Нигде в мире им не созданы такие благоприятные условия для саморазвития. «За последние 10–15 лет в мегаполисе сильно изменилось поведение синантропных (живущих с человеком) животных, – рассказал «НИ» зоопсихолог Андрей Неуронов. – К ним относятся собаки, кошки, крысы и вороны. Псы занимают среди них особое место. Они учатся пользоваться техническими достижениями человечества. Некоторые собаки, переходя дорогу, ведут себя в точности как люди: смотрят сначала налево, потом направо. Встретить умную собаку можно и в метро. Они понимают, на какой станции выходить, как ездить на эскалаторе. В отличие от них, кошки, вороны и крысы, наоборот, учатся избегать человека. Среди самых ярких навыков котов – способность к манипуляции различными предметами. Например, они могут открывать двери, створки окон». По словам г-на Неуронова, полученные городскими животными навыки передаются по наследству. И уже через несколько лет в Москве появятся беспризорные животные новой формации.
Развитие стрессоустойчивости позволило приспособиться к шумной столичной жизни и многим видам птиц. «Лучше других в городе чувствует себя серая ворона, – рассказал «НИ» кандидат биологических наук Владимир Романов. – Они составляют сейчас около 20% от всех остальных птиц. Их отличает ум, агрессивность, смелость и коллективизм». В отличие от перелетных птиц, оседлые вороны способны на сложные поведенческие схемы.
«Это объясняется тем, что для развития интеллекта у них больше времени, чем у лесных птиц, – объяснил «НИ» Андрей Неуронов. – Некоторые вороны любят кататься с горок, подкладывая под себя крыло, другие бросаются камешками или пугают животных и даже людей ради развлечения.
Есть среди городских ворон и изгои, которые живут сами по себе и творят вообще сумасшедшие вещи, например, катаются на крыше вагона метро».
Как это ни удивительно, но адаптироваться в сложных столичных условиях смогли даже некоторые лесные птицы. «Довольно комфортно в городе себя чувствуют совы. Они охотятся на расплодившихся в огромном количестве крыс. Недавно сову видели даже на Арбате. Активная ночная жизнь мегаполиса им больше не мешает», – убежден г-н Романов.
А вот голубей в столице становится все меньше. С тех пор как коммунальщики закрыли все чердаки, птицам негде стало селиться. Серьезный удар нанесла цивилизация, как выяснилось, и по тараканам. В мегаполисе их становится все меньше. «Еще 10–15 лет назад этих насекомых можно было встретить практически в каждом доме, – объяснил «НИ» биолог Дмитрий Атякшин. – Сейчас они стали встречаться гораздо реже. И это касается не только Москвы, но и некоторых других российских городов. Что послужило причиной их сокращения, пока не установлено. Впрочем, вполне возможно, что на жизнь насекомых повлиял и человеческий фактор: частичный переход людей на генетически модифицированные продукты и увеличение за последние десятилетия электромагнитного излучения. Излучение от сотовых телефонов, СВЧ-печей, компьютеров, развитие линий электропередач вполне могло негативно повлиять на популяцию тараканов».
Биологи задаются вопросом: если деятельность людей так радикально и быстро подействовала на одного из самых живучих насекомых, каким образом она может отразиться на самом человеке?
Комментарии