Как будет выглядеть мир после истощения нефтяных запасов
На модерации
Отложенный
Видный ученый нарисовал мрачную картину того, как будет выглядеть мир после истощения нефтяных запасов
Ричард Хейнберг, один из ведущих в мире специалистов по нефтяным месторождениям, предостерег, что жизни миллиардов человек угрожает кризис дефицита пищи, спровоцированный нашей зависимостью от ископаемого топлива, – ведь его запасы иссякают.
Повышение цен на нефть, необходимость отдавать сельскохозяйственные угодья под выращивание культур, которые являются сырьем для биотоплива, климатические изменения и утрата природных ресурсов – все это, наложившись на рост населения Земли, вызовет беспрецедентный дефицит продовольствия, заявил он.
Единственный способ избежать всемирного голода – спланированное и стремительное ограничение использования ископаемого топлива (нефти, угля и природного газа) и переход к более "натуральным" методам сельскохозяйственного производства, а также доставки продовольствия. Это будет означать возвращение к натуральному хозяйству, какого мы не видели уже 150 лет.
Эти мрачные прогнозы Хейнберг сделал в своей лекции перед членами Soil Association в Лондоне.
Хейнберг, в прошлом советник Национального совета по нефти, специализируется на проблеме "нефтяного пика" – точки, когда добыча нефти достигает максимума и начинает снижаться – и последствиях наступления этого момента для климатических изменений и "продовольственной безопасности".
Он отметил, что в течение тысячелетий, вплоть до XIX века и начала индустриальной революции все продовольствие производилось на месте потребления. В урожайные годы людям хватало еды, чтобы питаться и делать запасы, а в неурожайные – люди голодали.
Изобретение бензинового двигателя расширило пахотные земли, пригодные для выращивания продовольственных культур. Увеличились габариты и эффективность сельскохозяйственного оборудования. Были усовершенствованы пестициды. Все это улучшило продуктовое снабжение.
Продовольствия стало больше, оно подешевело. В результате опасность голода исчезла, и ожирение распространилось шире, чем дистрофия. Зерно, мясо, овощи, другие пищевые продукты люди стали экспортировать по всему миру, и население планеты возросло шестикратно.
К 1960-х промышленно-химические методы были завезены в "третий мир", и в следующие полвека производство продовольствия возросло в три раза – но при этом не учитывалась цена этого роста, а именно, загрязнение воды и почвы и колоссальный ущерб для окружающей среды.
Хейнберг сказал, что, к сожалению, остаться на достигнутом уровне в будущем не удастся: изобилие продовольствия зависит от запасов невозобновляемого ископаемого топлива: они, во-первых, истощаются, и, во-вторых, при сгорании выделяют углекислый газ, вызывающий климатические изменения.
Истощение запасов нефти, спрос на альтернативный вид топлива – биологическое, деградация окружающей среды и экстремальные метеоявления, вызываемые климатическими изменениями, – все это в комплексе создает огромные проблемы для производства продовольствия в мире.
Ситуацию усугубит нехватка пресной питьевой воды. По данным ООН, треть населения мира живет в районах, где вода в дефиците, а 1,1 млрд человек не имеют доступа к безопасной для здоровья питьевой воде. Ожидается, что в ближайшие несколько десятилетий положение с этим резко ухудшится.
За XX век население Земли увеличилось втрое, а потребление возобновляемых водных ресурсов – в шесть раз.
Программа окружающей среды ООН пришла к выводу, что вода, почва, воздух, флора, фауна, рыбные ресурсы на нашей планете – все это "неумолимо истощается". Одна из главных причин – сельскохозяйственная деятельность, самый значимый фактор воздействия человека на биосферу.
По словам Хейнберга, для того, чтобы справиться с кризисом на корню, требуется всеобъемлющее переустройство сельского хозяйства во всем мире – более масштабное, чем много десятилетий тому назад, – с целью создания системы, независимой от ископаемого топлива.
В качестве образца возможных достижений он сослался на пример Кубы. В 1980-е годы Куба впала в зависимость от дешевого топлива, поставлявшегося Россией, и использовала еще больше агрохимикатов на акр угодий, чем даже США. Но после краха коммунистического режима поставки прекратились. Среднестатистический кубинец похудел на 20 фунтов, уровень жизни резко упал, и недоедание стало распространенным явлением.
В ответ кубинские власти перестроили систему производства продовольствия. Крупные государственные фермы были разделены на наделы, которые распределили между отдельными семьями. Крестьян поощряли к созданию кооперативов. Борьба с вредителями велась биологическими методами, трактора заменили буйволами, в городах широко распространились огороды, люди начали держать кур и кроликов для собственного потребления. Через 20 лет объемы производства продовольствия составили 90% от прежнего уровня.
По словам Хейнберга, необходимо возвращение к "натуральным" методам сельскохозяйственного производства, но для этого потребуется трансформация социума.
А поскольку запасы нефти быстро истощаются, для достижения всего этого потребуются все ресурсы правительств национальных государств.
Объемы транспортировки продовольствия придется сократить, наладить сельскохозяйственное производство в городах и их окрестностях, а потребителям придется жить поближе друг к другу.
Придется сократить использование пестицидов при переработке и расфасовке пищи, вернуться к использованию тягловых животных, а государство должно будет разработать систему стимулов для людей, желающих вернуться к сельскому труду. Потребуется земельная реформа, которая позволит владельцам небольших наделов и фермерским кооперативам обрабатывать их собственные угодья. Также понадобится ограничить демографический рост.
"Все это – исполинская задача, но альтернативы: бездействовать или пытаться решить наши продовольственные проблемы лишь за счет дополнительных технических решений – почти неизбежно обернутся катастрофой", – сказал он.
"Все эти тревожные тенденции, которые я перечислил ранее, усугубятся до такой степени, что потенциал Земли для поддержания жизни людей значительно уменьшится, причем, возможно, в большой мере необратимо", – заключил Хейнберг.
"Переход к системе сельскохозяйственного производства, не предполагающей использование ископаемого топлива, не является отдаленной утопической идеей, – добавил Хейнберг. – Это неизбежная, животрепещущая и колоссальная проблема, которая потребует беспрецедентного творческого подъема на всех уровнях социума".
"Вне зависимости от того, примем ли мы сейчас меры или будем сидеть сложа руки, через сто лет все будут питаться тем, что мы сейчас называем "экологически чистыми продуктами", – заметил он.
Комментарии