Турция будет встречать туристов терактами

На модерации Отложенный

Накануне, 5 ноября, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибыл в США. И, как стало известно сегодня, основная цель его визита – получить от Вашингтона одобрение на проведение военной операции в Северном Ираке, где базируются боевики Курдской рабочей партии (КРП), фактически достигнута.

По сообщению Reuters, на встрече в Белом доме с турецким премьер-министром президент США Джордж Буш назвал Курдскую рабочую партию террористической организацией. По словам президента, боевая организация курдов – «враг и для Турции, и для Ирака, и для США». Напомним, еще 2 ноября госсекретарь США Кондолиза Райс объявила, что США, Турция и Ирак будут совместно бороться против курдских боевиков, атакующих территорию Турции со своих баз в Северном Ираке. Из чего неизбежно следует, что КРП усилит свою, и без того довольно активную, террористическую деятельность. А основной целью курдов, как и раньше, будут являться средиземноморские курорты Турции, как наиболее прибыльная составляющая экономики страны.

Суть конфликта проста. Курды, хотя и являются одним из древнейших народов Ближнего Востока, но не имеют своего государства и фактически живут на приграничных территориях четырех стран: Турции, Ирана, Ирака и Сирии. По различным оценкам, численность курдов составляет 25-40 миллионов человек. И если в Ираке курды фактически образовали собственную автономную область, то в Турции само их существование как народности ставится под сомнение, хотя именно там их и проживает больше всего. Появившаяся в Турции в 1974 году марксистско-ленинская повстанческая группа (Рабочая партия Курдистана) поставила своей целью добиться создания независимого курдского государства в Юго-Восточной Турции. В 1984 году РПК объявила о начале городской партизанской войны. С тех пор конфликт унес около 40 тысяч жизней как местных жителей, так и туристов. В настоящее время часть боевиков РПК (по оценкам правительства Турции – 3,5 тысячи человек) находятся на территории Северного Ирака. Не сумев прийти к согласию с иракскими властями на предмет уничтожения повстанцев, Турция пообещала провести военную операцию собственными силами.

Однако провозглашаемая идея очистки Турции и Ирака от курдских террористов и ликвидации курдского движения в принципе выглядит утопичной. Во-первых, отловить и уничтожить в гористой местности людей, которые эти горы прекрасно знают и, естественно, хотят остаться в живых, практически невозможно. Подтверждением тому является тот факт, что в данный момент за сотней с небольшим повстанцев охотится более 10 тысяч турецких военных. Во-вторых, курды борются за создание отдельного государства с 1840 года и вряд ли очередная военная операция хоть как-то повлияет на их решимость.

По крайней мере, действующий с 1938 года в Турции запрет на курдский язык, одежду и само наименование «курды», которых было велено считать одичавшими «горными турками», забывшими турецкий язык, ничего не дал.

К слову, власти Ирака не питают иллюзий в отношении успешности боевых действий против курдов. Так, пресс-секретарь иракского правительства Али аль-Дабах, заявил, выступая на конференции в Стамбуле по ситуации в Ираке, что предотвратить террористические вылазки курдских сепаратистов из труднодоступных горных районов Северного Ирака на территорию Турции не способны ни Багдад, ни Анкара.

С другой стороны, шансов на то, что турецкие военные быстро прекратят боевые действия (в случае, если они начнутся), так же немного. Отношение турок к курдам крайне негативное, о чем свидетельствуют в том числе и недавние беспорядки в Германии и Австрии, когда турецкие иммигранты нападали на курдских переселенцев, действуя исключительно на национальной почве. Глубоко почитаемый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк, открывая заседание меджлиса в 1936 г., отметил, что из всех проблем, стоящих перед страной, едва ли не самой важной является курдская, и призвал «покончить с ней раз и навсегда». Да и проблема территориальной целостности в принципе воспринимается турецким населением как нечто крайне болезненное. Даже самые выдержанные и образованные турки моментально «заводятся» при упоминании Независимого Курдистана или Северного Кипра.

Так что, если эта война все же начнется, турецкие курорты надолго превратятся в «горячую точку». Взрывы в Турции и без того периодически гремят, но несколько взрывов за сезон покажутся «цветочками» по сравнению с теми «ягодками», которые могут устроить туристам разгневанные курды.

Турецкие власти полны решимости. По сообщению Reuters, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна не исключает дипломатических усилий, но оставляет за собой право на проведение операции против курдских боевиков, которые базируются на территории Ирака. «Если мы выберем этот вариант развития событий, мы готовы будем заплатить любую цену», – сказал он. «Мы взвесим все «за» и «против», но исходить будем только из интересов нашей страны», – сказал турецкий премьер-министр. Он добавил, что в случае необходимости Турция не станет выслушивать ничьих советов и готова пожертвовать добрыми отношениями с Вашингтоном.

Между тем пока никто о возможных проблемах на турецких курортах не задумывается. Многие популярные отели уже сейчас находятся в стоп-сейле до середины мая 2008 года.