\"Развод\" Владимира Потанина и Михаила Прохорова пошел не по плану: не пилится
На модерации
Отложенный
"Развод" бывших друзей-бизнесменов Владимира Потанина и Михаила Прохорова пошел совсем не так, как планировалось. Прохоров, сначала пожелавший забрать из совместного бизнеса энергетические активы "Норникеля", теперь вроде как передумал. В свою очередь, Потанин пока никак не может получить от партнера обещанный пакет акций "Норильского никеля". Чем же закончится "развод века"?
История раздела совместного бизнеса Владимира Потанина и Михаила Прохорова, кажется, вновь зашла в тупик. В начале этого года они, напомним, объявили о "разводе" и даже сообщили журналистам, что все будет сделано чинно и мирно. Владимир Потанин получит "Норильский никель", а Михаил Прохоров - энергетические и водородные активы. Это было главным условием "развода", а все остальное совместно нажитое имущество партнеры хотели поделить "по совести". Но не получилось.
Сейчас кажется вообще непонятным, как они могли работать вместе. Потанин - консерватор, небольшого роста, носит скромные свитера и подчеркнуто придерживается традиционных ценностей. Прохоров - прямая противоположность. Высокий, завидный жених, герой светских скандалов. После того как минувшей зимой его задержали во французском Куршевеле в обществе целого букета дам, за Прохоровым окончательно закрепился образ лихого прожигателя жизни. И тем не менее эти два непохожих человека вместе создали одну из крупнейших в стране финансово-промышленных групп. Которая теперь никак не может разделиться надвое.
Сначала все шло, как и было задумано. Михаил Прохоров рассказал журналистам о том, что никель его больше не интересует и что он будет заниматься новыми перспективными проектами в области энергетики. Например, будет создавать технологии на основе водорода. Прохоров вышел из совета директоров "Норникеля", и все уже почти поверили, что "развод" будет мирным. Но не тут-то было.
Весной все изменилось. Прохоров создал собственную управляющую компанию, вернув ей забытое еще со времен шальных 1990-х название "Онэксим". Когда-то это слово ассоциировалось с поглощениями. Сейчас времена изменились, но, как оказалось, призраков из прошлого не так-то легко похоронить. Вернув себе имя "Онэксим", Михаил Прохоров резко изменил и свое отношение к разделу бизнеса.
Первый выпад Прохорова был больше похож на "дразнилку" - он заявил свои права на любимое детище Потанина - горнолыжный комплекс "Роза Хутор" в олимпийском Сочи.
Дальше - больше. В конце лета Прохоров захотел вернуться к управлению "Норникелем" и даже созвал собрание акционеров, чтобы избрать себя и своих представителей обратно в совет директоров. Одновременно появились разговоры, что он может продать свою долю вовсе не Потанину, как договаривались, а кому-нибудь другому. Например, компании "АЛРОСА" или Олегу Дерипаске. К тому же кто-то стал активно скупать акции "Норникеля" на рынке.
Однако наметившаяся интрига в октябре закончилась неудачей. По слухам, миноритарии "Норникеля" не поддержали идею Прохорова распустить совет директоров компании, и представители "Онэксима" были вынуждены проголосовать против собственного же решения.
Но уже через несколько дней Прохоров отыгрался на компании "Полюс Золото", одном из лакомых кусочков совместной империи. Здесь Прохоров добился смены менеджмента и сам возглавил совет директоров компании. А Евгений Иванов, всего несколькими месяцами ранее мирно оставивший пост гендиректора "Полюса", вновь вернулся в свое кресло.
И вот теперь - окончательный пересмотр планов. На 2 ноября было намечено заседание совета директоров "Норникеля", на котором предполагалось принять решение о выделении из состава компании тех самых непрофильных энергоактивов, которые Прохоров сперва сам же и собирал еще в должности гендиректора ГМК, а впоследствии планировал оставить себе. Речь идет о пакетах акций нескольких крупных энергокомпаний, созданных в процессе реформирования РАО "ЕЭС". В декабре на внеочередном собрании акционеров "Норникеля" планировалось вывести всю энергетику в компанию "ЭнергоПолюс", которая и отошла бы Прохорову. И вот теперь не исключено, что акционеры "Норникеля" уже второй раз за полгода напрасно будут съезжаться на собрание. По данным источников в окружении Прохорова, он склоняется проголосовать против создания "ЭнергоПолюса".
Когда несколько месяцев назад бывшие друзья объявляли о "разводе", их логика была понятна. "Интеррос" превратился в такую громадную империю, что управлять им вдвоем стало затруднительно. Прохоров хотел рисковых инвестиций, передовых технологий и вообще побольше драйва. Потанин предпочитал понапрасну не рисковать, развивать добычу как стабильный бизнес и заниматься своими проектами в Сочи. Казалось, разделят бизнес - и будут счастливы. Но то, что происходит сейчас, имеет более глубокую логику.
Еще в начале октября партнеры объявили о новой договоренности. В случае если по какому-либо вопросу им не удается найти общий язык, любой из них вправе выставить спорный актив на продажу. Последние действия Прохорова очень напоминают попытку спровоцировать такой конфликт или хотя бы его изобразить.
В "светской тусовке" говорят, что это просто форма игры. Прохоров развлекается. А сам Потанин пока никак не отвечает на эскапады своего бывшего партнера. В конце концов и "Норникель", и "Полюс" по-прежнему принадлежат партнерам пополам, так что не имеет особого значения, кто возглавляет совет директоров.
Однако для "Полюса" и "Норникеля" такие игры способны обернуться как минимум снижением капитализации. Да и сама эта "игра", в которой крупнейшая горно-металлургическая компания страны выполняет роль "мячика", может ничем хорошим не закончиться.
Комментарии